ФЭНДОМ

Кавычки1.png
Если вы один раз перейдёте черту, вы больше не сможете найти правильный путь.
Кавычки2.png

Ахмед I (осман. آحمد اول‎ — Âhmed-i evvel, тур. Birinci Ahmet) — четырнадцатый султан Османской империи.

Биография Править

В истории Править

Ахмед I родился весной 1590 года в Манисе в семье будущего султана Мехмеда III и его наложницы Хандан Султан.

С первых дней правления юноша проявил решительность и самостоятельность. Одним из первых решений молодого султана было отстранение от власти своей бабушки Сафие Султан, и в итоге она была сослана в Старый дворец. Хотя Хандан Султан возглавила гарем и пыталась управлять своим венценосным сыном, Ахмед I мало подчинялся своей матери и даже вступил в конфликт с нею по поводу судьбы своего младшего брата, шехзаде Мустафы. После смерти матери падишах раздал страждущим большое количество еды и подаяний, а затем на время уехал в Бурсу.

Одним из великих визирей Османской империи в начале правления Ахмеда I был Дервиш Мехмед Паша. Он был воспитателем молодого Ахмеда, а заодно и служил в качестве бостанджи. Когда Ахмед I в 1603 году занял османский престол, он назначил Дервиша хранителем султанских покоев, а позднее капудан Пашой. Валиде Хандан Султан пыталась влиять на своего сына и возбудить в его сердце недоверие к Дервишу Паше. Однако в 1605 году Хандан Султан умирает, и влияние Дервиша на молодого султана усиливается. Но вскоре разгорелся конфликт между великим визирем Османского государства Соколлузаде Лала Мехмедом Пашой и Дервишем Пашой. Соколлузаде Лала Мехмед Паша умирает из-за болезни, и 21 июня 1606 года Дервиш Мехмед Паша становится великим визирем. Однако решения Дервиша вызвали массу недовольств и жалоб со стороны населения, и в конечном итоге, ненависть самого Ахмеда I. В итоге дело завершилось тем, что султан Ахмед узнал о том, что Дервиш Паша якобы пытается убить его, и потому казнил его 11 декабря 1606 года.

В начале правления Ахмеда I Османская империя вела войну одновременно с Австрийской монархией и Персией. Кроме того, продолжалось восстание Джелали в Анатолии, начавшееся ещё в начале правления султана Мехмеда III, и повстанцы, возглавляемые крестьянином Календероглу Мехметом-агой, контролировали значительную территорию на западе полуострова Малая Азия. Календероглу имел под своим началом большое войско и не скрывал намерения ликвидировать власть династии Османов в Анатолии. Восстание было жестоко подавлено во многом благодаря тому, что на усмирение смуты был отправлен ставший в 1606 году великим визирем жесткий и твердый государственный деятель Куюджу Мурад Паша, который огнем и мечом восстанавливал власть султана, оставляя после себя массовые захоронения казнённых повстанцев. Но, понимая, что одними лишь карательными мерами положение изменить невозможно, правительство издало специальные указы, которые предписывали местным властям принять меры для возвращения крестьян на их прежние места жительства, обеспечить условия для развития земледелия, ремесла и торговли. А в октябре 1609 года султан Ахмед издал даже «Указ о справедливости», в котором одной из причин бунта было названо бедственное положение населения Анатолии.

Ахмед в истории.jpg

Исторический портрет Ахмеда I

После победы над Джелали Мурад Паша был отправлен Ахмедом в поход против персидского шаха Аббаса I, захватившего земли Азербайджана и Грузии, а также нанесшего поражение турецким войскам. Но паша не смог вовлечь шаха в сражение, а в августе следующего года он скоропостижно скончался в Диярбакыре. Более того, среди государственных чиновников нашлись те, что были готовы заключить мир с Персией. По договору 1612 года Османская империя была вынуждена признать завоевания Аббаса. Прежде чем был ратифицирован мирный договор, у турецкого султана попросили защиты два грузинских князя. Это спровоцировало шаха Аббаса на удар, который турки истолковали как нарушение перемирия. Кроме того, шах взял под стражу османского посланника при своём дворе. В 1614 году был казнён Насух Паша, который к тому времени был женат на дочери Ахмеда I Айше Султан, и новым великим визирем стал Окюз Мехмед Паша. В 1616 году великий визирь во главе большой армии подошёл к стенам Еревана, однако осада закончилась неудачей, и Мехмед Паша был смещён с должности. В 1617 году новый великий визирь Марашлы Халиль Паша сумел захватить Тебриз, но попал в засаду персидских войск и потерпел сокрушительное поражение.

Ахмед I лично командовал армией в кампании против Австрии 1605 года, которая завершилась взятием крепости Эстергом. Однако восстание джелали и национально-освободительное движение в Леванте вынудили Османскую Империю согласиться на переговоры с Габсбургами. 11 ноября 1606 года с Австрией был подписан Житваторокский мир, согласно которому османы отказывались от требования ежегодной дани с Австрии, воздерживались от нападения на владения Габсбургской монархии в Венгрии и признавали императорский титул Габсбургов. Также Ахмед I признал Габриеля Батория правителем Трансильвании и освободил страну от выплаты дани на три года. Однако в 1613 году турецкая армия при поддержке валашского и молдавского господарей совершила карательный поход на Трансильванское княжество, и Ахмед I утвердил в качестве его нового правителя дворянина Габора Бетлена, ставшего проводником османского влияния в Восточной Европе.

Большое влияние на Ахмеда оказывала его любимая жена Кёсем Султан. Согласно донесениям венецианских послов, в середине 1610-х годов находившийся под влиянием Кёсем Султан Ахмед I выслал мать своего старшего сына Махфируз Хадидже Султан в Старый дворец, где она провела остаток жизни. Также, вероятно под влиянием Кёсем, Ахмед сохранил жизнь слабоумному брату Мустафе: Кёсем не желала после смерти султана видеть на троне шехзаде Османа, сына Ахмеда I и Махфируз, поскольку считала, что когда Осман взойдёт на трон, он, скорее всего, казнит своих единокровных братьев — сыновей Ахмеда и Кёсем. Несмотря на это, Ахмед с самого начала своего правления опасался Мустафы, который был заточен в кафесе.

По заказу Ахмеда I в 1609-1616 годах в Стамбуле была построена мечеть Ахмедийе — один из шедевров мусульманской архитектуры. Сам султан получил увечья, когда лично тушил пожары в Стамбуле в 1606 году. Он также заботился о благосостоянии простого народа и из-за этого остался в памяти как один из самых положительных правителей Османского государства. Кроме того, он с детства изготавливал роговые кольца, которые надевались на большой палец, чтобы было удобнее натягивать тетиву на луке.

Ахмед I умер от сыпного тифа в 1617 году. Он был похоронен в мавзолее, который находится рядом с Голубой мечетью.

В сериале Править

Ахмед появляется в первом же эпизоде сериала. Он — маленький шехзаде, второй сын могущественного и жестокого Мехмеда III. Взойдя на престол, правитель казнит 19 своих братьев, и это событие глубоко ранит шехзаде и вселяет в него непреодолимый страх перед отцом. Спустя много лет Мехмед казнит и старшего брата Ахмеда — Махмуда, а сам наследник хочет, но не может этому помешать. Будущий султан впадает в глубокую печаль, и его бабушка Сафие, желая рассеять его грусть, показывает внуку привезенные со всего мира товары, среди которых шехзаде видит портрет прекрасной девушки. Её чистота и невинность поражают Ахмеда, и Сафие, видя это, приказывает доставить девушку в Стамбул.

Однажды ночью Ахмед просыпается, разбуженный Рейханом-агой. Евнух зовет его в покои правителя, где Сафие сообщает внуку, что султан скончался, и отныне он — повелитель всей Османской Империи. Шехзаде не может осознать этого, поскольку никогда не думал, что взойдёт на трон. На церемонии он не может перебороть страха перед грядущим, однако глава дворцовой стражи Дервиш-ага побеждает его страхи. Вопреки законам страны и требованиям матери Ахмед отказывается казнить младшего брата Мустафу, о чем сообщает на той же церемонии. Однако после покушения, устроенного братьями Гиреями, султан понимает, что ему не удержаться на троне, и он просит у шейх-уль-ислама фетву не казнь брата.

Будучи в смешанных чувствах из-за предполагаемой казни Мустафы Ахмед неожиданно встречает Настю, привезённую Насухом Пашой из Кефалонии. Сначала он не говорит девушке, кто он, однако уже на первом хальвете гречанка понимает, что из-за него её оторвали от дома и родных. Настя злится на Ахмеда, и он обещает ей, что не притронется, пока она сама этого не захочет. Отношения молодых людей постепенно становятся всё более чувственными, султан готов на всё ради своей любимицы, но она по-прежнему хочет бежать, что расстраивает правителя.

Между тем Халиме, мать Мустафы, уставшая жить в постоянной тревоге, решает сбежать из дворца и укрыться у Джелали. Ахмед тщетно пытается отыскать убежище беглецов, а гадалка Халиме, которую приводят к султану, говорит ему, что его власть под угрозой, исходящей от его брата. Однако султаншу с сыном находят и помещают в тюремную камеру. Сафие отговаривает внука от казни, напоминая, что Мустафа — единственное будущее Династии, однако султан глух к её мольбам. Он казнит всех заговорщиков и отправляет палачей к брату, но увидев во время грозы призрак Махмуда останавливает убийство и клянется, что не тронет шехзаде.

В то же время в столице назревает бунт из-за невыплаты церемониального бакшиша воинам. Сафие предлагает внуку помощь в обмен на отмену приказа о ссылке в Старый Дворец. Но Ахмед, памятуя об интригах бабушки и не желая уступить ей, отказывается. Восстание продолжается и люди уже грозятся осадить штурмом дворец, когда появляется шейх Хюдайи и успокаивает народ. Однако в дальнейшем происходит новое восстание, и, чтобы удержаться на троне, султан заключает договор с бабушкой, однако снимает с должностей её сторонников и лишает всех преданных слуг.

Во время визита в янычарский корпус Ахмед становится свидетелем драки двух новобранцев. Он по заслугам оценивает мастерство одного из них, Искендера, и решает поупражняться с ним. Однако победителем из поединка выходит не султан, что ставит его в неловкое положение перед подданными. Зюльфикар говорит правителю, что юноша не знал порядков и потому будет сурово наказан. Султан ничего не отвечает, но позже вспоминает о новобранце и приказывает привести его к нему. Новоявленный падишах берет Искендера в партнеры для тренировок.

Между тем отношения Ахмеда и Насти становятся всё более теплыми: девушка понимает, что действительно любит, но не может позволить себе остаться в гареме. После истории с избиением султан отдает судьбу Шахесте в руки возлюбленной, и та прощает бывшую недоброжелательницу. Спустя некоторое время Настя наконец становится наложницей султана, но в ту же ночь сбегает из дворца. Падишах же в ту же ночь заболевает оспой в результате сговора Фахрие Султан и Шахина Гирея, решивших таким образом освободить из темницы Мехмеда, куда его заточил Ахмед, узнав об отношениях последнего с тетушкой. Султану становится всё хуже, и его покои закрывают на карантин. Однако вернувшаяся Настя, не думая о возможности заразиться, проводит время вместе с любимым. Ахмед изредка приходит в себя, однако шансы на его выздоровление невелики, и потому Сафие Султан устраивает собрания, дабы выбрать следующего правителя Османов. Дервиш, незадолго до болезни падишаха назначенный капуданом-пашой, пытается скрыть истинное положение вещей, но народ раскрывает уловку, и, втайне направляемый людьми Шахина Гирея, идет на дворец, где его чудом останавливает Настя. На следующий день после этого она идет к гадалке Халиме Султан и в обмен на счастливое будущее берет у старухе снадобье, способное излечить её любимого. Она отдает напиток султану и уже через несколько дней тот полностью приходит в себя и появляется перед янычарами на раздаче бакшиша. Его появление полностью рушит планы Шахина, более того, Ахмед, зная об интригах бабушки, заточает обоих ханзаде в тюрьму, а ей велит как можно скорее отправиться в Старый Дворец. Но султанша не собирается следовать приказу и посредством интриг намерена остаться в Топкапы.

Оправившись от болезни, Ахмед отправляется в корпус янычар, где становится свидетелем возвращение Зюльфикара-аги. Тот передает падишаху сведения о Джелали и о том, что в плену у разбойников его беременная фаворитка — Раша Хатун. Прямо из корпуса правитель вместе с несколькими преданными людьми и Искендером отправляется в лагерь мятежников, где спасает из плена девушку и вместе с ней возвращается в столицу. Появление давней соперницы расстраивает Кёсем, но Ахмед дает понять любимой, что хоть та и родит первенца, в его сердце навечно его возлюбленная. После ночи, проведенной вместе, девушка рассказывает правителю о покушении на жизнь шехзаде и о причастности к этому Хандан Султан. Повелитель приходит в бешенство и ссылает мать в Старый Дворец, бабушка же его остается в Топкапы.

ХарактерПравить

Ахмед обладал очень решительным характером, благодаря чему ему подчинялись все. Был очень уверен в себе и в своих силах, но также и очень упрям. В годы своего правления он почти совсем не подчинялся собственной матери, тем самым легко подвергаясь плохому влиянию.

Очень сильно любил свою мать и подвергался ужасным страданиям и угрызениям совести после ее смерти. В годы печали Ахмеда поддержкой ему служила лишь Кесем, его возлюбленная, давшая понять Ахмеду, что даже после смерти дорогого ему человека все равно нужно продолжать жить и наслаждаться жизнью. Благодаря Кесем Ахмед понял, что не один, и поклялся всегда радовать и защищать свою возлюбленную.

Еще в глубоком детстве Ахмед видел лишь насилие и смерть своих братьев. Всю свою юность он прожил в страхе за собственную жизнь. Зная истинную судьбу каждого наследника султана, Ахмед не имел ни малейшего представления о благополучии и мире, видя вокруг лишь войны за власть.

Став султаном, Ахмед первым же делом пожелал заявить о себе, обратить на себя внимание. Он понял, что теперь судьба империи лишь в его руках, и ощутил себя полновластным правителем государства.

Он всегда желал пойти по стопам великого султана Сулеймана-завоевателя и покорить множество государств, но из-за своей неопытности и незрелости не смог стать великим правителем. Он не смог осуществить свою мечту и стать известным далеко за пределами империи.

Взаимоотношения Править

Галерея Править

Промо для шаблона.png
Ахмед I имеет свою галерею

Навигация Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики