ФЭНДОМ

Эта статья — о титуле. Возможно, вы искали статью об Айше Хафсе Султан.

Valide Sultan 13

Айше Хафса — первая носительница титула

Валиде Султан (Мать Султана, тур. Valide — Мать) — высший титул, который могла получить женщина в период Женского Султаната и вообще на протяжении всего существования Османской Империи. Официальный титул матери правящего султана, употреблявшийся с XVI века. 

Также употребляется детьми в значении «Мать», «Матушка» по отношению к их матерям, не обязательно имеющим отношение к Династии Османов или принадлежащим к знатному роду.

Получение

Титул Валиде Султан получала женщина, сын которой становился Султаном. После своего восшествия на престол сын Валиде по закону убивал своих братьев, которые тоже претендовали на титул Султана. Валиде Султан имели доход с Султанских земель в различных частях Османской Империи, владели летними и зимними поместьями а также получали подарки от османской знати и иностранных государств. Обладательницы данного титула также могли свободно вкладывать значительные капиталы в вакфы учреждённые ими в Стамбуле, Мекке, Медине и Иерусалиме. 

В сериале

«Великолепный век»

Айше Хафса Султан

Законная жена султана Селима Явуза Грозного, мать султана Сулеймана и четырех его сестёр, Валиде Султан Айше Хафса становится матерью падишаха в самой первой серии, и именно под именем Валиде Султан её знает большинство поклонников телесериала.

Нурбану Султан

Нурбану — незаконнорожденная дочь венецианского купца, попавшая в гарем против своей воли. Именно она смогла превзойти Хюррем Султан и получить титул Валиде Султан, помогая при этом взойти на престол будущему Султану Селиму.

«Империя Кёсем»

Сафие Султан

Почти единственная наложница султана Мурада, могущественная султанша, Сафие, несмотря на все свои невзгоды, смогла сохранить титул Валиде Султан и свою власть даже после восшествия на престол Ахмеда I.

Хандан Султан

Не ожидавшая исполнения своих самых заветных желаний, Хандан и представить себе не могла, что получит титул Валиде, а ее сын Ахмед станет султаном. Однако женщине предстояло пройти еще много испытаний и преодолеть множество трудностей.

Халиме Султан

Боясь за жизнь своего младшего сына Мустафы, Халиме навеки потеряла покой. Она имела много врагов и всеми силами старалась победить их. И в конце концов ей это удалось — несмотря ни на что, султанша всё-таки получила заветный титул матери падишаха.

Кёсем Султан

Гречанка Анастасия, похищенная прислужниками Сафие Султан, не желала мириться с жизнью во дворце. Однако встретив свою настоящую любовь, султана Ахмеда, будущая самая великая женщина в Османской империи решила бороться за свое счастье. Она смогла достичь невероятных высот, получив титулы не только Хасеки и Валиде, но и регента султаната. Кёсем стала первой женщиной в истории Османской Империи, по-настоящему правящей государством при султанах Османе, Мураде и Ибрагиме, созывающей советы Дивана и как Валиде по своему желанию решающей судьбу государства.

Турхан Султан

Главная Хасеки султана Ибрагима, Турхан всегда знала, что её сила лишь в её сыне и понимала, как шатко её положение во дворце. Заручившись поддержкой Кёпрюлю Мехмеда Паши, Турхан удалось победить величайшую женщину своей эпохи и Старшую Валиде Кёсем Султан и стать регентом при своем сыне, взошедшем на трон под именем Мехмеда IV.

Из истории

На протяжении всего правления своего сына Валиде Султан была самой влиятельной фигурой в гареме. Она пользовалась большим уважением и влиянием как во дворце, так и за его пределами, активно вмешиваясь в государственные дела. 130-летний период в XVI—XVII веках, когда Валиде Султан оказывали особенно существенное влияние на политику империи, даже получил название «Султанат женщин». 

Интересные факты

  • В сериале «Великолепный век» титулом Валиде обладает только одна женщина — это Айше Хафса Султан. Более того, её настоящее имя упоминается крайне редко, только в монологах персонажей. Лишь в конце сериала выросшие и претендующие на престол шехзаде начинают называть так своих матерей, Хюррем и Махидевран Султан. В «Империи Кёсем» же само слово «валиде» становится нарицательным, практически все действующие лица называют своих матерей так и никак иначе, даже в том случае, если женщина не относится к правящей семье и в принципе не может претендовать на такой титул.
  • По-турецки слово «Valide» означает «мать», и, вероятно, поэтому в некоторых переводах не только «Империи Кёсем», но и «Великолепного века» персонажи называют именно «Валиде» своих матерей.

Ссылки