ФЭНДОМ

Дворец Топкапы — главный османский дворец. Основателем дворца является Мехмед II. Всего во дворце жило и правило 25 султанов. Во дворце Топкапы жили султаны и их наложницы, жены, матери и сестры, слуги, евнухи и обычные гаремные девушки, обучаемые евнухами и калфами.

После развала Османской Империи дворец Топкапы был превращен в музей. На данный момент дворец является одним из самых посещаемых памятников архитектуры.

За тяжкие провинности наложниц, жен и родственниц султана высылали из дворца Топкапы в Старый Дворец.

История

В 1453 году, после завоевания турками Константинополя, османский султан Мехмед Завоеватель первоначально поселился в построенном для него дворце в районе нынешней стамбульской площади Баязид. От этого дворца ничего не сохранилось, однако гарем старого дворца с самого начала располагался в Топкапы. Этот старый гарем ныне известен как «Изразцовый павильон».

В 1475-78 гг. Мехмед начал сооружать на развалинах резиденции византийских императоров новый дворец — Топкапы. При этом старый «Изразцовый павильон» оказался на периферии этой резиденции. Первые полвека Топкапы служил лишь "рабочей" резиденцией султанов (как это было и во время существования дворца Баязид): «Изразцовый киоск» с гаремом находился за пределами дворцового комплекса.

В XVI веке Роксолана (славянская наложница, а затем жена султана Сулеймана I) добилась переноса гарема в султанский дворец Топкапы, чтобы быть ближе к султану. Строительство гарема Топкапы при Сулеймане Великолепном стало крупнейшей перестройкой дворца Топкапы с момента его основания.

В последующие века дворец Топкапы достраивался и обогащался. На протяжении около 400 лет дворец оставался главным дворцом Османской империи — в нём жили и правили 25 султанов. В 1854 году султан Абдул-Меджид I переехал в новую европеизированную резиденцию — дворец Долмабахче.

В 1923 году, с установлением республики, Топкапы, как и другие дворцы, указом Мустафы Кемаля Ататюрка был объявлен музеем. Резиденцией главы турецкого государства остался дворец Долмабахче.

В сериале

В сериалах «Великолепный век» и «Империя Кёсем» большинство сцен происходят именно во дворце Топкапы, как в гареме и покоях, так и в Зале Совета. Именно здесь принимаются судьбоносные решения о войне и мире, заключаются браки, происходят рождения и совершаются убийства. Большая часть правления султанов проходит в Топкапы; также именно на него нападают восставшие войска в первом сезоне «Великолепного века» и обоих сезонов «Империи Кёсем». Во втором сезоне второго сериала дворец претерпевает большие изменения: Валиде Султан полностью перестраивает Топкапы, оставив на прежних местах лишь балконы дворца.

Основные события

Великолепный век

  • 1520 год — восшествие на трон султана Сулеймана;
  • 1521 год — подготовка к военному походу на Белград;
    Рождение шехзаде Мехмеда;
  • 1522 год — подготовка к военному походу на Родос;
    Рождение Михримах Султан;
    Помолвка Хатидже Султан;
  • 1524 год — рождение шехзаде Селима;
  • 1525 год — казнь Ферхата Паши;
  • 1525/26 год — подготовка к военному походу;
  • 1531 год — рождение шехзаде Джихангира;
  • 1533 год — принесение шехзаде Мустафой присяги;
    Подготовка к военному походу;
    пожар в гареме; помолвка шехзаде Мустафы и Айбиге Хатун;
  • 1534 год — никях Сулеймана и Хюррем Султан;
    Смерть Валиде Султан;
    Получение Хюррем Султан титула управляющей гаремом;
  • 1536 год — казнь Ибрагима Паши;
  • 1555 год — казнь Кара Ахмеда Паши;
  • 1558 год — смерть Хюррем Султан.

Империя Кёсем

  • 1595 год — восшествие на престол султана Мехмеда;
  • 1603 год — казнь шехзаде Махмеда;
    Восшествие на престол султана Ахмеда;
  • 1604 год — ссылка Сафие Султан в Старый Дворец;
    Рождение шехзаде Османа;
  • 1605 год — рождение шехзаде Мехмеда;
    Переворот Сафие Султан;
    Смерть Хандан Султан;
  • 1606 год — казнь Дервиша Паши;
  • 1617 год — никях Ахмеда и Кёсем Султан;
    Смерть Ахмеда I;
    Отмена Кёсем Султан братоубийственного закона;
    Восшествие на престол Мустафы I;
  • 1618 год — свержение Мустафы I и восшествие на престол Османа II;
    Ссылка Кёсем Султан и возвращение Закона Фатиха;
  • 1621 год — рождение шехзаде Омера, казнь шехзаде Мехмеда;
  • 1622 год — никях Османа II и Акиле Ханым;
    смерть шехзаде Омера;
    рождение близнецов;
    свержение Османа II;
  • 1623 год — свержение Мустафы I;
    Смерти Халиме Султан и Дильрубы Султан;
    восшествие на трон Мурада IV и начало регентства Кёсем Султан;
  • 1632 год — лишение регентства Кёсем Султан;
  • 1633 год — никях Мурада и Фарьи Бетлен;
    Смерть Гевхерхан Султан;
    Никях Атике Султан и Силахтара Мустафы Паши;
    Рождение Исмихан Каи Султан;
    Смерть Айше Султан, шехзаде Ахмеда и Ханзаде Султан;
  • 1635 год — подготовка к походу на Ереван;
    Казнь шехзаде Баязида;
  • 1636 год — рождение близнецов и смерть Фарьи Султан;
  • 1637/38 год — казнь шехзаде Касыма;
  • 1640 год — смерть Мурада IV;
    восшествие на престол Ибрагима I;
  • 1648 год — казнь Ибрагима I
    восшествие на трон Мехмеда IV;
  • 1651 год — смерть Кёсем Султан.

Места

Первый двор

Скриншот 2018-03-22 23.12.40

Первый двор Топкапы

В первом дворе дворцового комплекса происходят самые важные события сериала: так, именно там взошедшие на престол султаны Сулейман, Ахмед, Мустафа, Осман, Мурад и Ибрагим знакомятся с подданными и пашами. Также здесь приносят присягу янычарам шехзаде Мустафа, Мехмед и Джихангир. Во втором сезоне «Империи Кёсем» Мурад во дворе казнит Топала Пашу, а также неоднократно происходят бунты. Также в первом дворе находится Башня Справедливости.

Гарем

Топкапы гарем

Гарем

Как в сериале «Великолепный век», так и в «Великолепный век. Империя Кёсем» большая часть эпизодов снята именно в гареме. Там происходят многочисленные ссоры между наложницами и фаворитками, совершаются убийства, происходят триумфы, а также подробно показана жизнь обычных рабынь.

Покои фавориток

Покои для фавориток

В сериалах можно наблюдать не только Нижний гарем или покои султанш, но и Верхний гарем, состоящий из покоев для фавориток — девушек, которые особенно понравились султану. В «Великолепном веке» в таких покоях проживают Александра, Гюльнихаль, Айше и Садыка в первом сезоне, во второмпринцесса Изабелла, в третьемФирузе. В «Империи Кёсем» в покоях для фавориток проживают Настя, Махфируз, Раша и Ясемин. При этом стоит отметить, что внешний вид покоев неоднократно меняется, и не только между сериалами, но и между сезонами. Хотя, вероятно, комнат для фавориток множество, и именно этим объясняется различие дизайна и интерьера.

Внутренний двор гарем

Внутренний двор и вход в гарем

Также важную роль в сериалах играет внутренний двор, в котором происходит большое количество ключевых событий. Так, именно во внутреннем дворе происходит первая встреча Хюррем и Сулеймана, а также там случаются разговоры и ссоры между султаншами. Вид на внутренний двор открывается с балкона Валиде Султан.

7 bmp (3)

Кухня

Кроме того, много событий первого сериала происходит на кухне, где показана жизнь служителей Топкапы — поваров и евнухов, зачастую обсуждающих события в гареме или просто отдыхающих от тяжелых дней.

Покои султана, султанш и шехзаде

Покои султана

Покои султана

Большая доля событий сериалов происходит в покоях султана, к которым ведет Золотой Путь. Побывать в покоях правителя удается далеко не каждой девушке, но если это случается, она зачастую превращается в наложницу и фаворитку. Покои падишаха очень роскошны, в них стоит его трон, а также постель, и именно сидя на ней султан принимает визитеров. Сафие Султан, захватив престол, первым делом садится именно на постель, говоря, что давно мечтала об этом мгновении. Обладателями покоев на протяжении сериалов являлись султан Сулейман, султан Ахмед, султан Мустафа, султан Осман, Мурад IV и Ибрагим I.
  • Покои Валиде Султан во времена Сулеймана
  • Покои Валиде во времена Сафие Султан
  • Покои Валиде во времена Кёсем

Огромная часть эпизодов фильмов происходит в покоях султанш — как Валиде, так и наложниц, ставших Хасеки. Покои Валиде Султан являются самыми важными и самыми роскошными в гареме после султанских, поэтому жизнь в них означает огромную власть. В покоях часто устраиваются праздники по случаю различных торжеств и свадьб. В первых сериях «Великолепного века» покои даже именуют «Залом султана». После смерти Валиде по закону покои должны остаться пусты, пока следующая госпожа не получит этот титул, однако в «Великолепном веке» этот закон нарушается — после смерти Айше Хафсы покои пытаются последовательно занять Махидевран Султан и Хюррем Султан, из-за чего у обеих случаются серьёзные ссоры с Хатидже Султан, чтящей память матери. Но, несмотря на это, Хюррем Султан все же занимает покои, тем самым укрепив свою власть в гареме. В «Империи Кёсем» покои занимает Сафие Султан и не собирается отдавать их новой валиде — Хандан, однако вскоре лишается комнат после изгнания. [[Файл:|207x207px]]Но и Хандан недолго остается правительницей, и после её смерти покои переходят во владение Кёсем, которая и живет в них вплоть до своей смерти. Кроме того, следует отметить, что внешний вид и интерьер покоев за промежуток времени между событиями двух сериалов сильно изменяется, и это, вероятно, обусловлено различием временных рамок между действиями «Великолепного века» и его спин-оффа.

Покои Хюррем

Покои Хюррем Султан

Покои Хюррем Султан появляются только в «Великолепном веке». Наложница получает их сразу же после истории с отравлением, и буквально до третьего сезона Хюррем проживает именно там. В этих покоях последовательно рождаются все дети Хасеки, за исключением Баязида, родившегося в Эдирне. На протяжении первых двух сезонов все дети Хюррем и Сулеймана вместе со своей матерью живут здесь. Однако, получив власть управляющей гарема, Хюррем переезжает в покои Валиде, а свои отдает дочери Михримах, где та и проживает весь третий сезон.

Покои Махидевран

Покои Махидевран Султан

Покои Махидевран Султан появляются в первой же серии «Великолепного века». Валиде Султан специально приготовляет их для невестки, и первые два сезона сериала султанша живет в них вместе со своим сыном шехзаде Мустафой.

Покои Мустафы

Покои шехзаде Мустафы

Покои Хатидже достаточно долгое время являлись яблоком раздора в семье Османов из-за своей роскошной обстановки и огромного балкона. Изначально в них, разумеется, жила сестра султана, и именно там она дважды пыталась покончить собой. После свадьбы Хатидже и Ибрагима покои опустели, и Махидевран захотела поселить там Мустафу, однако Хюррем опередила её, и с позволения султана в комнатах стали жить дети госпожи. Однако вскоре покои всё же достались шехзаде Мустафе, Хюррем же вернулась в свои старые. После отъезда Мустафы с матерью в Эдирне покои больше не фигурировали в сериале, однако судя по тому, что в комнатах шехзаде во втором и третьем сезонах также есть балкон, это те же самые покои, только перестроенные под наследника.Приехав из Эдирне, шехзаде занимает эти покои по приказу Валиде. Именно здесь проходит вся история любви наследника с Эфсун, и здесь же наложница и умирает. После отъезда Мустафы в санджак покои некоторое время пустуют, однако уже в следующем сезоне их занимает сын Хюррем, Мехмед.

Покои Фатьмы Султан

Покои Фатьмы Султан

Покои Фатьмы Султан появляются лишь в четвертом сезоне сериала. Госпожа проводит большую часть времени в обществе племянницы Хуриджихан или Гюльфем, а также в этих покоях рождается Разие Султан.

Покои Хандан

Покои Хандан Султан

Покои Хандан Султан впервые появляются в «Империи Кёсем». Вопреки обычаям, став Валиде, госпожа по-прежнему остается здесь по той причине, что Сафие отказывается освобождать покои матери султана. Однако когда это наконец происходит, Хандан переезжает туда, а покои достаются Кёсем. В 14 серии султанша узнает о дыре в стене, в которую вставлена слуховая трубка. Благодаря этому госпоже удается узнать местонахождение сокровищницы Сафие, а также пресечь дальнейшее подслушивание.

Покои Халиме

Покои Халиме

Покои Халиме появляются в течение всего первого сезона, поскольку именно здесь живет сама Халиме Султан вместе с дочерью Дильрубой. Первоначально с ними живет и шехзаде Мустафа, но его в скором времени заточают в кафесе. Покои Халиме очень роскошны, они достойны Хасеки Султан.

Покои Хюмашах

Покои Хюмашах

Покои Хюмашах Султан появляются сугубо в паре серий. Приехав в Топкапы, султанша мгновенно занимает их, а после смерти Хандан эти покои становятся самыми главными во дворце, поскольку отсюда исходят все указы госпожи. Однако вскоре султанша уезжает назад в Египет, и покои пустеют.

Покои Фахрие

Покои Фахрие

Покои Фахрие появляются в первых сериях «Империи Кёсем». Именно здесь султанша читает страстные письма Мехмеда Гирея и мечтает о возлюбленном. Позже в покоях госпожа принимает непростое решение — отравить падишаха, и здесь же она готовится к свадьбе.

Покои Мелексимы появляются лишь в паре серий в конце первого сезона: там девушка заботится о новорожденном Омере, утешает Османа, а позже горюет из-за потери сына.

Мелексима43

Покои Османа

Покои Османа и Мехмеда появляются только лишь в нескольких сериях; будущий султан в своих комнатах проводит время с Мелексимой, а в 22 серии дерется из-за нее с Мехмедом. Во время недолгого правления Мустафы обоих братьев запирают в покоях старшего шехзаде, где Осман после ссоры с наследником вспоминает слова их отца и мирится с братом.

Покои Айше Султан

Покои Айше Султан

Покои Айше Султан появляются в сериале во втором сезоне. В них госпожа живет вместе с обоими детьми, заботится о них и иногда встречается с Мурадом. Именно там девушка и убивает Ахмеда и Ханзаде и кончает с собой.

Айше Султан кадр31

Покои Фарьи Султан

Покои Фарьи Султан появляются после свадьбы принцессы с Мурадом в 40 серии: султан дарит возлюбленной роскошную комнату в Верхнем Гареме. Султанша долгое время живет в ней, встречается с мужем и Атике, а позже едва не становится жертвой Санавбер Хатун. Там же Фарью и убивают в 52 серии.

Покои Гевхерхан

Покои Гевхерхан Султан

Покои Гевхерхан Султан в сериале появляются тогда, когда госпожа становится вдовой и переезжает жить к матери. Именно там девушка мечтает о счастливом будущем с Силахатаром и получает от него письма, а также занимается воспитанием сына. В 45 серии Кёсем, утешая дочь, именно здесь вспоминает смерть султана Ахмеда.

Покои Атике

Покои Атике

Покои Атике Султан фигурируют достаточно часто; они находятся на первом этаже гарема, и к султанше зачастую заходят Фарья, Гевхерхан и Ибрагим. Также её несколько раз навещает Эстер. В 41 серии в своих покоях Атике пытается покончить с собой, а в 52 серии понимает, что шехзаде Селим и Сулейман больны чумой.

Покои Баязида

Покои Баязида

Покои шехзаде Баязида появляются во втором сезоне: там наследник проводит время с матерью, которую давно не видел. Молодой человек выслушивает её советы, однако, вопреки им, убеждает мать в добрых намерениях султана Мурада и Кёсем Султан.

Покои Касыма

Покои шехзаде Касыма

Покои Касыма и Ибрагима появляются нечасто: если старший наследник в своих комнатах проводит время с Элеанор, а в другие дни — в попытках придумать, как очернить Баязида в глазах Мурада, то Ибрагим в основном занимается чтением. Также младший наследник в связи со слабым здоровьем нередко оказывается болен из-за различных внутрисемейных проблем.

Покои хранителя покоев

  • Покои хранителя покоев при Сулеймане
  • Покои хранителя покоев при Ахмеде
  • Покои хранителя покоев при Мураде

[[Файл:|218px]]Впервые покои занимает Ибрагим, первый хранитель покоев при султане. Покои сообщаются непосредственно с комнатой султана, поэтому из них легко попасть к правителю. На протяжении сериалов они в большинстве случаев использовались для допросов провинившейся прислуги, однако во втором сериале здесь в основном происходили встречи Хюмашах и Зюльфикара. Данными покоями последовательно владели Ибрагим, Малкочоглу, Локман-ага, Ферхат-ага, Зюльфикар, Искендер, Силахтар-ага и Юсуф Паша.

Зал совета

Зал заседания совета

Зал совета

Все заседания совета Дивана проходят в зале Совета. Данное помещение неоднократно появляется как в «Великолепном веке», так и в «Империи Кёсем». Ведет в зал специальный коридор от самых султанских покоев. Заседания в сериале собирали султаны Сулейман и Ахмед.

Коридоры

Коридоры

Коридоры дворца

Множество сцен сериала сняты в коридорах. Именно здесь совершаются убийства и заговоры, произносятся тайны. Одним из основных коридоров считается Золотой Путь, ведущий в султанские покои. В коридорах Топкапы на протяжении обоих сериалов произошло немало важнейших событий — так, именно здесь в 61 серии на Гюльфем совершается покушение, а в 129 серии Нурбану убивает Хуриджихан.

Хамам

Хамам

Хамам

Очень много сцен сериала снято в хамаме. Здесь происходят различные события, начиная от мирных разговоров и заканчивая драками. Именно в хамаме пропадает кольцо Хюррем, Дайе Хатун убивает Арифе, Михримах дает пощечину Эсмахан, а Фахрие устраивает на Хасеки покушение. В «Империи Кёсем» в хамаме Ахмед влюбляется в Катерину, а Эйджан душат по приказу Хандан.

Балконы

Хандан Султан168

Султанский балкон

Большое значение в сериалах имеют балконы. Из них более заметны султанский балкон, балкон рядом с султанским и располагающийся по диагонали от него балкон Валиде Султан. Из-за последнего из этих балконов в сериале «Великолепный век» произошла ссора между Хюррем Султан и Махидевран Султан. В первом сезоне сериала стоя на этих балконах переглядывались Хатидже Султан и Ибрагим, когда полюбили друг друга, а впоследствии точно так же влюбились друг в друга Хуриджихан Султан и Баязид. Балкон Ибрагима знаменателен тем, что именно оттуда паша играл мелодии на своей скрипке.

Тайная комната

Тайная комната

Тайная комната

Тайная комната появляется только в сериале «Великолепный век». Хюррем Султан приказывает сделать её, чтобы слушать заседания совета, поскольку из залы совета туда идет слуховая трубка. Султанше довольно долго удается скрывать существование комнаты, однако вскоре об этом узнает падишах и приказывает замуровать помещение.

Темница

52 серия3

Ибрагим в темнице

Помимо прочего, в подвалах Топкапы находится темница, куда бросают государственных преступников и предателей. Также там доводится побывать Малкочоглу Бали-бею и Ибрагиму Паше в «Великолепном веке» и Осману, Фарье, Гюльбахар, Кёсем и Ибрагиму I в «Империи Кёсем».

Кафес

Кафес

Кафес

Во втором сезоне «Империи Кёсем» появляется ещё одно немаловажное место — это кафес, где долгие годы живет Мустафа I. Впервые к дверям помещения подходит Гюльбахар, чтобы показать Баязиду цену султаната, а позже Мурад спустя годы навещает дядю. Через некоторое время он сажает к нему Касыма в качестве наказания за совершенную тем ошибку. А через некоторое время Кёсем принимает решение свергнуть сына и посадить его к безумному падишаху, однако повелителю удается перехитрить мать.

Сад

Сад

Сад

Определенная доля событий происходит в саду дворца Топкапы. Так, в первом сезоне именно там почти регулярно встречаются Ибрагим и Хатидже, а также прогуливается Хюррем. В дальнейшем в саду прогуливаются Айбиге и Бали-бей, а в четвертом сезоне Хюррем устраивает прощальный семейный ужин.

Тайный сад

Тайный сад

Тайный сад

Впервые тайный сад появляется в сериале «Империя Кёсем». Он воздвигнут на скале, а оттуда открывается вид на залив. Первоначально сад принадлежит шехзаде Махмуду, но после его смерти сад становится собственностью Ахмеда, где он находит убежище ото всех тревог. В первой серии в сад по потайному коридору попадает Настя и знакомится там с султаном, не подозревая, кто он. В дальнейшем именно в тайном саду Ахмеду является видение погибшего брата, а также именно там султан и умирает.

Конюшни

Давуд Паша кадр7

Конюшни

Неоднократно появляются в сериалах и конюшни: так, если в «Великолепном веке» именно там убивают любимую лошадь Хюррем Страсть, то в первом сезоне «Империи Кёсем» безумный Мустафа набрасывается там на Кара Давуда Пашу. Вообще, все встречи Дильрубы и Давуда до брака происходят именно в конюшне. Во втором же сезоне Силахтар Паша спасает там от верной смерти от копыт лошади сына Гевхерхан султанзаде Селима.

Также на территории дворца находятся Башня Справедливости, Мраморный павильон, Кафес, Мраморный дворец и Жемчужный павильон, изредка фигурирующие в разных сериях сериалов.

Строение

  • Главный вход во дворец
  • Покои султана
  • Покои наложницы (жены султана)
  • Хамам (баня)
  • "Золотой путь"

Дворец Топкапы устроен по принципу четырех дворов, окруженных стеной и разделённых между собой. Он построен в национальном османском архитектурном стиле.

  • Главные ворота (Ворота Повелителя или Баб-ы Хюмаюн) ведут в первый двор, в котором находились служебные и подсобные помещения, а также древняя церковь Святой Ирины.
  • За «Воротами Приветствия» или Баб-ус-селям, во втором дворе, помещались канцелярия дивана и казна.
  • Проходом в третий двор служат Ворота Счастья или Баб-ус-саадет. Здесь располагались гарем, шимширлик (дворик самшитовых деревьев, где взаперти жили потенциальные наследники престола) и эндерун (внутренние покои). В различных палатах внутренних покоев размещалась школа Эндерун — центр подготовки управленческих кадров.
  • В четвёртом дворе находятся павильоны Реван, Софа и Меджидие, башня Башлала, мечеть Софа, павильон для обрезаний, гардеробная и другие помещения.

Ссылки