ФЭНДОМ

Кавычки1
Человек сам создает себе рай или ад!
Кавычки2

Джанфеда Калфа (тур. Canfeda Hatun, осман. جان فدا خاتون) — управляющая султанским гаремом во времена Мурада III.

В историиПравить

Джанфеда была черкесского происхождения и попала в Стамбул вместе с братом, будущим визирем, вероятно, ещё в правление султана Сулеймана I в качестве рабыни. В правление Селима II Джанфеда находилась в Старом дворце, куда ссылались вдовы и наложницы султанов. После смерти султана Селима II и восшествия на престол его сына Мурада III в 1574 году девушка, по приказу матери султана валиде Нурбану Султан, была переведена в Топкапы, где под руководством валиде занималась обучением наложниц в гареме. В Топкапы союзниками Джанфеды стали глава белых евнухов Газанфер-ага, а также главный противник великого визиря Соколлу Мехмеда-паши и бывший учитель Селима II — Лала Мустафа-паша. Нурбану Султан умерла в 1583 году; перед смертью она настояла на том, чтобы при Мураде III и его фаворитке Сафие-султан Джанфеда сохранила свой пост. Мурад сдержал обещание, данное матери, и Джанфеда стала управляющей в гареме.

В правление Мурада III Джанфеда стала одной из трёх могущественных и влиятельных женщин дворца, не входивших в султанский гарем. Джанфеда смогла завоевать доверие своих бывших противников и даже усилить влияние на дела во дворце под своим покровительством. Будучи умной интриганкой, Джанфеда использовала близость с женщинами династии для получения взяток и дорогих подарков. Она накопила солидное богатство, что вызвало неодобрение и даже неприязнь к ней со стороны высших сановников государства и командиров янычар — во время одного восстания те требовали от великого визиря казнить министра финансов и «омерзительную Джанфеду». Только вмешательство султана, стоившее ему немалых усилий, спасло жизнь Джанфеды.

Часть своего богатства Джанфеда потратила на основание благотворительного фонда, доходы которого пошли на строительство в Стамбуле в 1584 году мечети и фонтана и их дальнейшее содержание. Строительство этих двух объектов обошлось вакфу Джанфеды в два миллиона акче. В 1593 году на средства Джанфеды была построена ещё одна мечеть и бани в Бейкозе. Обе мечети Джанфеды были построены уже после смерти её покровительницы Нурбану-султан, что говорит о высоком статусе самой Джанфеды. Кроме того, обустройство садов в Фындыклы приписывают Джанфеде. Она также получила от султана разрешение на ремонт и расширение системы водоснабжения, построенной ещё по приказу султана Баязида II; это требовалось для того, чтобы провести воду в стамбульскую мечеть Джанфеды и близлежащие бани, построенные великим визирем Гедик Ахмедом-пашой. Выйдя на пенсию, Джанфеда получала выплаты в размере 100 акче в день, но когда этой суммы стало не хватать на благотворительность, жалование было увеличено в два раза по приказу Мурада III.

После смерти Мурада III в 1595 году Джанфеда вместе с его гаремом уехала в Старый дворец, где и умерла в 1600 году.

В сериалеПравить

Джанфеда является калфой во дворце Топкапы и вместе с гаремом Селима отправляется в Манису. Именно она рассказывает Нурбану о том, что в гареме можно стать сделать карьеру, доказывая это на примере Хюррем Султан.

В Манисе девушка всячески помогает Нурбану в исполнении её планов, потому что знает, что Нурбану — протеже самой Хюррем Султан. Даже когда Нурбану и Хюррем становятся противниками, Джанфеда остается верной своей госпоже и исполняет все её приказы. В 108 серии именно Джанфеда помогает Нурбану выйти из дворца, чтобы поговорить с женой убитого Селимом торговца, а позже именно она помогает своей госпоже проследить за шехзаде до дома Эфталии. Джанфеда участвует во всех интригах Нурбану, именно ей наложница шехзаде приказывает найти сережку, упавшую во время драки с Хуриджихан и способную выдать владелицу. Кроме того, однажды Джанфеде удается даже спасти жизнь Нурбану — во время покушения Дильшах. А спустя некоторое время именно Джанфеда крадёт перстень Хюррем, чтобы, как признак власти, передать его своей госпоже.

ХарактерПравить

Джанфеда — умная и сообразительная девушка, в то же время очень преданная. Она способна на решительные поступки и готова сделать всё для своей госпожи. Кроме того, Джанфеда способна на искренние переживания, как за свою госпожу, так и за других. Она верна традициям и самому роду Османов.

Узнав о запретных чувствах Газанфера к Нурбану, Джанфеда отчитывает его. Девушка верна своим союзникам и готова защитить их, пусть даже от самих себя. Также Джанфеда была благодарна Нурбану — ведь та ни разу не выдала калфу, даже находясь в тюрьме и на грани смерти. Возможно, отчасти на этом основывается её привязанность к султанше.

Кроме всего, Джанфеда верит в обычаи и считает их нерушимыми. В истории с щенком она была не на стороне Нурбану и открыто говорила той, что он — «нечистоплотное животное», поэтому не должен находиться в покоях. Также калфа никогда особенно не доверяла умению Нурбану читать по звездам, однако, в одной из серий, когда султанша пошутила, говоря, что якобы видит близкую смерть Джанфеды, девушка страшно перепугалась. Это дает основание полагать, что калфа, возможно, несколько суеверна и больше верит в астрологию, чем хочет показать.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики