ФЭНДОМ

Кавычки1
Пусть пропадут эти трон и султанат сквозь землю, я хочу жить! Я хочу жить.
Кавычки2

Ибрагим I (Дели) (осм. ابراهيم اول‎, тур. Birinci İbrahim) — восемнадцатый султан Османской империи правивший с 1640 пр 1648 годы.Сын Ахмеда I и Кёсем Султан.Брат-близнец Атике Султан.

Биография

В истории

Отцом Ибрагима был султан Ахмед I, матерью — его фаворитка Кёсем Султан. Ибрагим не был старшим сыном, однако при интронизации Османа II в 1618 году он не был убит, поскольку был ещё мал возрастом, а Осман II не имел наследников; Мурад IV же не считал брата опасным из-за болезни. Однако большую часть своей жизни до восшествия на престол Ибрагим провёл практически в заключении, под охраной, а последние четыре года — в кафесе, где прислуживали ему немые и глухие евнухи. На его памяти прошли казнь шехзаде Мехмеда, два свержения Мустафы, свержение и убийство Османа, казнь двух его братьев, Баязида и Сулеймана, по приказу Мурада. Перед смертью Мурад IV приказал убить и Ибрагима, он даже получил у шейх аль-ислама Яхьи-эфенди фетву на казнь брата. Ходили слухи, что Мурад хотел передать трон бывшему крымскому хану, жившему на Родосе. Кёсем Султан сумела спасти Ибрагима, уговорив великого визиря не убивать единственного законного наследника. Эти потрясения не могли пройти бесследно для его слабой психики. Ибрагим не имел опыта общения с кем-либо за пределами гарема. Когда к нему пришли, чтобы объявить султаном, он испугался и решил, что посланцы — это палачи, посланные Мурадом. Даже мать не смогла убедить его. Забаррикадировавшись в своей клетке, Ибрагим открыл её только после того, как ему принесли тело умершего брата.

Все назначенные Мурадом чиновники, остались на своих местах, поэтому основные направления деятельности не изменились.В первые четыре года царствования Ибрагима в империи наблюдалась некоторая стабильность, благодаря его решению сохранить в должности Кеманкеша Кара Мустафу Пашу, великого визиря при Мураде, который продолжил начатые ранее реформы.Они обеспечили экономическое восстановление, подорванное военными кампаниями при Мураде. В рамках реформ Мустафа Паша произвёл изменение налоговой системы, сократил количество янычар и сипахов, стабилизировал монету и требовал строгого учёта денежных операций. Он также выпустил подробный кодекс для торговли и восстановил централизованную власть над непокорными бейлербеями в провинциях. Мустафа Паша значительно сократил число персон, получавших выплаты из казны без какой-либо службы.Хотя Ибрагим предоставил визирям возможность действовать самостоятельно, на первых порах он регулярно знакомился с отчётами великого визиря. Ответные собственноручно написанные письма Ибрагима показывают, что, вопреки распространённому мнению, он имел некоторое образование и пытался сохранить контроль над управлением. Он часто инкогнито осматривал рынки столицы, а затем приказывал великому визирю исправить замеченные нарушения. Однако Ибрагим был склонен подпадать под влияние своих фаворитов, мнение которых, в итоге, стало подменять мнение султана.

800px-Ibrahim I

Ибрагим I в истории

В начале правления Ибрагима Кёсем Султан, будучи валиде и главной в гареме, снова получила власть, которую она потеряла во время правления Мурада IV. Поскольку со временем Ибрагим перестал вникать в государственные дела, управление государством осуществлялось великим визирем Кеманкешем Кара Мустафой Пашой и валиде Кёсем Султан.

Династия была под угрозой исчезновения, поскольку наследников у Ибрагима не было — ни одного потомка Османа I по мужской линии не было в живых (за исключением потомства Джема) благодаря практике братоубийства («закон Фатиха»). При этом выяснилось, что новоявленный султан не представляет себе, каким образом и вследствие чего рождаются дети. Женщин Ибрагим боялся и избегал, поскольку его взросление прошло в заточении. Для того, чтобы «вылечить» султана, Кёсем пригласила Джинжи Ходжу — авантюриста, которого называют «османским Распутиным».Настоящим именем Джинжди Ходжи было Карабашзаде Хюсейн Эфенди. Он был известен как целитель, и совместные труды Джинджи и Кёсем принесли плоды. Джинжи Ходжа снабжал Ибрагима снадобьями, а Кёсем Султан — девушками. Вскоре Ибрагим занимался исключительно производством наследников.

В 1637 году казаки захватили Азов, воспользовавшись тем, что Мурад IV вёл Персидскую кампанию, оттягивавшую силы, и перебили всех его защитников и жителей. Посланник султана в России, Фома Кантакузин, был ими убит ещё до захвата города, так как его нахождение недалеко от Азова казаки сочли подозрительным и обвинили в попытках связаться с осаждёнными. Московский царь Михаил Фёдорович был поставлен в известность о происшедшем донесением, посланном казаками: «Отпусти нам, Государь вины наши. Мы без твоего повеления взяли Азов и убили изменника турецкого посла». Сразу же из Москвы в Стамбул была отправлена грамота с соболезнованием и негодованием на действия казаков: «Мы с Вами, братом нашим, хотим быть в крепкой дружбе».

Уже при Ибрагиме в 1641 году великий визирь отправил армию во главе с Хюсейном Пашой на помощь крымскому хану, которая осадила Азов 7 июня. За время осады, длившейся больше трёх месяцев, турецко-татарская армия понесла большие потери, серьёзный урон понесли и казаки. Несколько раз они обращались в царю с просьбой «принять город под свою руку». Созванный в Москве специально по этому случаю в начале 1642 года Земский собор принял решение о невозможности отправить войско в Азов в связи с нехваткой средств. 30 апреля царь послал казакам грамоту с повелением сдать город. В мае казаки ушли из крепости, разрушив оставшиеся укрепления. Боярин Илья Милославский с дьяком Леонтием Лазаревским в 1643 году был прислан из Москвы в Стамбул для налаживания отношений.

Если в начале правления Ибрагима Кеманкеш Кара Мустафа Паша и Кёсем Султан действовали согласованно и сообща, то с течением времени их отношения накалились. В год завоевания Азова, великий визирь Кара Мустафа избавился от капудана Силахтара Мустафы Паши, бывшего ранее любимцем Мурада IV, которого Кёсем планировала женить на дочери Мурада, Кае Султан. Как фаворит султана Силахтар Паша был влиятелен в правление Мурада и, несмотря на смерть своего покровителя, сохранил позиции, наладив связи с валиде-султан. Силахтар Паша накопил в дни фавора большое богатство. Помимо прочего, он присвоил восьмьдесят тысяч дукатов (ежегодную дань Кипра), которые должен был использовать для содержания армии. Кара Мустафа Паша воспользовался случаем и обвинил Силахтара Пашу перед султаном без согласования с Кёсем. 22 января 1646 года Силахтар Паша был казнён. Богатства, накопленные им, нашлись в его доме в Стамбуле. Валиде-султан защищала Силахтара Пашу и эту казнь восприняла как вызов.

Против великого визиря сложился триумвират, состоявший из визиря Султанзаде Мехмеда Паши, музахиба султана Юсуфа Паши и Джинджи Ходжи. Всем вместе им удалось убедить Ибрагима, что великий визирь стал врагом государства и лично султана. 31 января 1644 года Кара Мустафа Паша был смещён и удавлен во дворце. Было объявлено, что он скончался от апоплексического удара.

После казни Кеманкеш Кара Мустафы Паши новым великим визирем стал Султанзаде Мехмед Паша, который и по отцу, и по матери был потомком Сулеймана I и Роксоланы (Хюррем). В 1645 году он выступал против начала войны с Венецианской республикой за остров Крит. Несмотря на это, султан Ибрагим приказал начать военные действия на Крите, а 17 декабря 1645 года Султанзаде Мехмед Паша был отстранён от должности великого визиря и вскоре назначен командующим (сардаром) турецкой армии в военной кампании на Крите. За последующие три года Ибрагим часто менял великих визирей: после Султанзаде Мехмеда Паши был назначен Невесинли Салих Паша(17 декабря 1645—1647), затем Кара Муса Паша (16—21 сентября 1647), к августу 1648 года великим визирем был Хезарпаре Ахмед Паша (21 сентября 1647 — 7 августа 1648).

Продолжение следует...

Галерея

Промо для шаблона
Ибрагим I имеет свою галерею

Ссылки

Навигация