ФЭНДОМ

Кавычки1
Сгорит тот, кто пойдёт против меня!
Кавычки2

Кёсем Султан (тур. Kösem Sultan) — жена османского султана Ахмеда I (носила титул Хасеки) и мать султанов Мурада IV и Ибрагима I. Во время правления сыновей носила титул Валиде Султан и являлась одной из самых влиятельных женщин в Османской империи.

БиографияПравить

Кёсем не была первой фавориткой султана, как не была она и матерью его старшего сына. В 1604 году у Ахмеда родился сын Осман, матерью которого была гречанка Махфируз. Позже у Кёсем и султана родилось множество детей, что и позволило женщине достичь такой высоты при дворе.

Абсолютно точно её сыновьями были султаны Мурад IV и Ибрагим I, а также шехзаде Касым и шехзаде Мехмет, а дочерьми — Айше, Фатьма, Ханзаде и Атике.

Вероятно, её детьми были также Сулейман и Гевхерхан. Кёсем выдала своих дочерей за влиятельных государственных деятелей, которые пользовались её поддержкой и фактически составляли её партию. Будучи матерью нового падишаха, Кёсем возвысилась до ранга валиде и переехала из старого дворца в дворец Топкапы. Мурад IV стал султаном в возрасте всего одиннадцати лет, в связи с чем до 1632 года фактически вся власть была в руках у Кёсем и её партии. Сама Кёсем официально носила титул регента.

В историиПравить

Kosem Sultan and Her Son Sahand Ace

Кёсем в истории

Происхождение Кёсем доподлинно неизвестно, однако предполагается, что она была гречанкой по имени Анастасия, которая была куплена как рабыня санджакбеем Боснии и перевезена в Стамбул в возрасте примерно пятнадцати лет. Попав в гарем, она получила имя Махпейкер, что означает «луноликая». Другое её имя — Кёсем, имеющее значение «самая любимая» — дал ей Ахмед, наложницей которого она была.

Кёсем не была первой фавориткой султана, как не была она и матерью его старшего сына. Хасеки Ахмеда звали Махфируз, но она не имела большого влияния. Кёсем имела множество детей от султана, что и позволило ей добиться большого влияния. Во время правления Ахмеда I Кёсем не имела особого влияния в политической сфере. После смерти султана в 1617 году на трон посадили его брата Мустафу I, который вопреки традициям османского двора не был убит в тот момент, когда его старший брат взошёл на престол. Согласно некоторым данным Мустафу от смерти спасла именно Кёсем, которая надеялась тем самым спасти и своих детей от весьма вероятного убийства.

Так как Кёсем не была матерью Мустафы, она была отправлена в старый дворец, где и находилась во время краткосрочных правлений Мустафы и Османа I. За год до своей смерти Осман приказал казнить старшего сына Кёсем — шехзаде Мехмеда. Переживших младенчество детей у Османа не было, поэтому султаном снова стал Мустафа.

Согласно отчёту посла Речи Посполитой великий визирь устроил покушение на старшего сына Кёсем Мурада, намереваясь устранить возможных наследников престола. Однако, в следующем году в результате очередного государственного переворота на престоле оказался Мурад. Так как подозрение в организации переворота пало на Кёсем, ей пришлось оправдываться перед судьями. Будучи матерью нового падишаха, Кёсем возвысилась до ранга валиде и переехала из старого дворца в дворец Топкапы. Мурад IV стал султаном в возрасте всего одиннадцати лет, в связи с чем до 1632 года фактически вся власть была в руках у Кёсем и её партии. Сама Кёсем официально носила титул регента.

A14f83e3c9f9a817aa17e33ebd9a7634

Кёсем Султан во времена правления Ибрагима I

После смерти не имевшего детей Мурада IV в 1640 году ему наследовал единственный из доживших до этого времени братьев — Ибрагим. В первые годы его правления власть снова находилась в руках Кёсем. В дальнейшем отношения между матерью и сыном испортились. Психическое состояние Ибрагима, как и критическое положение османского государства, стремительно ухудшались и к 1648 году все придворные группировки, включая саму Кёсем, пришли к убеждению о необходимости его скорейшего свержении. 8 августа 1648 года султан был свергнут и через несколько дней убит. Во главе огромной страны оказался шестилетний внук Кёсем, Мехмед. С восшествием на престол Мехмеда его мать, Турхан, должна была получить титул валиде, но она была отстранена от власти более опытной Кёсем. Однако амбициозная Турхан отказалась сдаваться без боя и приобрела немало сторонников за то время, что Кёсем была у власти. Несмотря на то, что Кёсем эффективно справлялась с обязанностями валиде-регента, в народе начинались волнения из-за большого влияния янычар на политику страны. В начале 1651 года Турхан стало известно о том, что янычары с согласия Кёсем Султан планируют отравить Мехмеда IV и посадить на трон другого её внука, шехзаде Сулеймана. В ночь на 2 сентября 1651 года Кёсем Султан была задушена в своих покоях сторонниками Турхан, хотя достоверно неизвестно, было ли убийство спланировано и совершено по прямому приказу матери Мехмеда IV.

Характер Править

В начале повествования Кесем предстает перед зрителями как взбалмошная и веселая девушка. Она не обделена заботой родных, не лишена задора и жизнерадостности.

Однако жизнь в гареме и смерть возлюбленного заставляет ее полностью пересмотреть свое отношение к жизни. От ее невинности не остается и следа. Кесем становится жестокой и самоуверенной. Она намерена отомстить всем, кто когда-то причинил ей боль, и завоевать расположение собственного народа. Так, Кесем достигает тех высот, о которых ранее не могла и мечтать.

В итоге она не гнушается даже самых жестоких убийств. Ради устранения тех, кто ей неугоден, Кесем теперь готова пожертвовать даже жизнями своих детей.

В сериале Править

1 сезон Править

Впервые Кёсем, тогда ещё Анастасия, появляется в первой серии сериала. Она дочь венецианского купца и гречанки, живущих на Кефалонии. Девушка растет, окруженная заботой своей семьи и проводит время, гуляя и ездя верхом на просторах острова. Её отец собирается в Венецию, и Настя просит его взять её с собой, однако их разговор прерывается звуками церковного колокола. Девушка и Энцо взбираются на крепостную стену, с которой видят, как в бухте появляется турецкий корабль. Всё население прячется от нашествия, но прибывшего Насуха Пашу интересует только купец и его семья. Настя прячется в погребе вместе со своей младшей сестрой, однако паша вместе со своей помощницей Гёльге быстро находят её и увозят. Родители пытаются остановить захватчиков, но ничего не могут сделать.

Во время длительного путешествия в Стамбул Настя, не желающая покидать родных, пытается сбежать, но натыкается на разбойников Джелали. От верной смерти её спасает янычар-новобранец Андро, который влюбляется в девушку и обещает разыскать её в столице. На память она дарит ему свою ленточку — последнюю память о родных. А приехав во Дворец, девушка знакомится с Рейханом и Дженнет, которые сообщают ей, что отныне Настя — наложница повелителя. Та не хочет этой участи и вновь пытается сбежать, но калфа останавливает её и на следующий день представляет Сафие, приказавшей похитить девушку. Валиде остается недовольной именем, которым служанка нарекла наложницу, и называет её Махпейкер. Та же не собирается покоряться и твердит всем, что её имя — Настя и только Настя.

Кавычки1
— Сафие Султан. Вы София из Венеции. Вы стали Сафие Султан. Как Вы смогли забыть свою семью? Разве Вы не скучали по ним?
— Мы поверили в судьбу. Маленькой девочке Софии, которая родилась в Венеции, было суждено стать Сафие Султан великого государства.
Кавычки2
Сафие и Настя

Идя с Дженнет по коридору, Настя неожиданно попадает в тайный проход, ведущий в сад Ахмеда. Там она пытается взобраться на стену, чтобы сбежать, но падает с самой вершины прямо в объятия вошедшего султана. Однако, напуганная страшилками в гареме, она не может и представить, кто перед ней. Сам же правитель называет себя «Бахти». Гречанка клянется ему, что сбежит отсюда несмотря ни на что, а вечером Сафие приказывает послать её на хальвет к падишаху. Там она и узнает, кем был таинственный юноша, но, увидев у него свой портрет, обвиняет Ахмеда, что по его приказу её похитили из дома. По возвращению в гарем девушку переселяют на этаж фавориток, но скоро становится понятно, что хальвета не было, и её снова возвращают в общую комнату.

2 сезон Править

Галерея Править

Промо для шаблона
Кёсем Султан имеет свою галерею

СсылкиПравить

Навигация Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики