ФЭНДОМ

Это незавершенная статья!
Она содержит неполную информацию.
Вы можете помочь Великолепный Век вики, дополнив её.

Кавычки1
Для каждого человека наступает своё время для любви и своё время для смерти
Кавычки2

Мехмед III Гирей (Мехмед Герай, крым. III Mehmed Geray, ٣محمد كراى‎) — восемнадцатый крымский хан из династии Гераев (1623—1628), сын крымского хана Саадета II Герая. Старший брат Шахина Гирея.

В историиПравить

Мехмед Герай родился в семье, которая жила в изгнании в Кумыкии и Астрахани, а в 1593 году вернулся в Крым. В 1596 году ушёл с Селяметом Гераем в Турцию, где вместе с ним пребывал среди повстанцев Кара-Языджи и затем провел семь лет в заключении в Стамбуле. В 1608 году назначен калгой при Селямете I Герае, но вошёл с ним в конфликт и скрылся из Крыма в Буджак. В 1614 году вновь попал в турецкую тюрьму, в 1618 году бежал из неё в Крым, был схвачен турками в Кефе и отправлен в заключение на остров Родос.

В 1623 году при содействии своего друга, великого визиря, Мехмед Герай получил ханский сан. Мехмед III Герай назначил калгой-султаном своего младшего брата Шахина Герая. Придя к власти, начал осуществлять очень радикальную и смелую политическую реформу. Видя, что страну многие годы терзает усобица беев, ввел единовластное правление по султанскому образцу. Его младший брат и калга-султан Шахин Герай с согласия хана пошёл ещё дальше, выступив против турецкого вмешательства в дела Крыма и организовав оборону против попытки турок свергнуть Мехмеда III Герая, когда в 1624 году турки-османы сделали попытку вернуть на престол Джанибека Герая, но потерпели поражение в сражении при Сары-Су. Хан получил большую популярность в народе благодаря тому, что категорически отказал султану в военной помощи для персидской кампании. Стремясь достичь независимости Крыма от Турции, калга-султан Шахин Герай начал активную деятельность по заключению антитурецкого союза с Польшей, что привело к подписанию договора о союзничестве с украинскими казаками. Одновременно шла работа на Востоке по переподчинению Крыму Малой и Большой Ногайских Орд. Были установлены связи с главным врагом Турции — Персией.

Мехмед III Герай был во враждебных отношениях с Мансурами. Эту напряжённость в своих интересах использовал султан. Она привела к вооружённому столкновению с предводителем ногайцев Кан-Темиром и осаде хана в крепости Кырк-Ер в 1628 году. Осада была снята союзными запорожскими казаками, которые вместе с ханом Мехмедом III и калгой Шахином Гераями направились затем к турецкой крепости Кефе, чтобы противостоять очередной попытке султана воцарить Джанибека Герая. Кампания закончилась неудачно из-за перехода командиров татарского войска на сторону нового хана. Братья Мехмед Герай и Шахин Герай бежали в Запорожье, откуда в следующем 1629 году во главе объединённой армии своих крымских сторонников и казаков дважды пытались прорваться в Крым, но не имели успеха из-за противоречий в казацкой среде. В последнем из этих двух походов Мехмед III Герай погиб от рук украинских казаков за попытку сдаться Джанибеку Гераю, а калга Шахин Герай ушёл после этого в Персию. Погибшего хана доставили в Бахчисарай и похоронили в дюрбе Эски-Юрта.

В сериалеПравить

Мехмед церемония

Во время церемонии

Впервые Мехмед появляется в первой же серии сериала. Вместе со своим братом Шахином молодой человек присутствует при восшествии на престол Ахмеда I, а позже дарит ему льва. Шахин Гирей делится с братом своими мечтами — молодой человек хочет во чтобы то ни стало вернуть Мехмеду крымский престол и освободить остров от ига Османов.

Во второй серии мы узнаем о связи Мехмеда Гирея и Фахрие Султан — сначала молодые люди обмениваются письмами, а позже встречаются у торговца. Об этих встречах узнает Шахин и требует от брата прекратить связь с султаншей, но тот отказывается это сделать: ради Фахрие Мехмед готов отказаться от своих претензий на Крымский трон. Молодой человек шлёт возлюбленной письмо с просьбой о встрече. Однако, это письмо попадает в руки Халиме Султан, а от неё — к Дервишу, который и становится свидетелем встречи. Мехмеда хватают и доставляют к султану, где ханзаде говорит Ахмеду, что готов на все ради госпожи. Однако падишах приговаривает его к казни.

М5с16

Мехмед и Фахрие в темнице

Фахрие Султан, не способная вынести решения о смертном приговоре, бросается в ноги правителю, умоляя спасти Мехмеда. Но Ахмед остается непреклонен, и девушка в отчаянии идет к Дервишу, который соглашается провести её в темницу. Там Мехмед и Фахрие слезно прощаются друг с другом, и девушка обещает: если с ним что-то случиться, она лишит себя жизни. Но Мехмеда спасает Шахин Гирей, напоминая султану о когда-то оказанной услуге. Ахмед отменяет казнь, но вместо этого заточает в тюрьму Мехмеда, где с ним встречается брат. Он обещает спасти ханзаде и исполняет своё обещание, велев Фахрие отравить султана. В условиях отсутствия наследника, Сафие Султан решается выбрать своим кандидатом на трон Мехмеда. Он должен стать падишахом после женитьбы на Фахрие.
Сафие выпускает Мехмеда из темницы и предлагает его кандидатуру пашам. Однако брата опережает Шахин, стремившийся сам занять престол Османов. Однако, Ахмед неожиданно приходит в себя, что рушит планы братьев Гиреев. За измену трону их сажают в зиндан.
М8с2

Дервиш навещает Гиреев в зиндане

Шахин пытается шантажировать Дервиша провокационными письмами, но тот уверен: отныне ханзаде никогда не выйдут из темницы. Однако Шахину и Мехмеду помогает Рейхан-ага: он передает Фахрие письма, и та добивается освобождения Мехмеда. Тот клянется: он сделает всё, чтобы, в свою очередь, освободить Шахина.

Выйдя из темницы, Мехмед становится наследником трона Крымского Ханства. Однако он не собирается отказываться ни от брата, ни от Фахрие Султан. Вместе с возлюбленной ханзаде сбегает из столицы, а освобождение Шахина поручает Рейхану-аге. Однако план Рейхана срывается, и Мехмед, оставив Фахрие на судне, отправляется на помощь. Шахин в обмен на собственную свободу выдает султаншу Дервишу.

М13с

Последний разговор Фахрие и Мехмеда

Узнав о бегстве Фахрие в обитель Хюдайи, Мехмед навещает там бывшую возлюбленную. Однако она уверена, что Мехмед предал её, и потому отказывается с ним говорить и прогоняет. Ханзаде не оставляет своих попыток и вновь приходит, но Фахрие отдает ему его подарок — изысканное ожерелье, и говорит, что её любовь превратилась в ненависть. Видя, что так оно и есть, Мехмед безо всяких угрызений совести договаривается с Кёсем Султан и выманивает султаншу из обители. В её глазах он больше не видит любви, поэтому равнодушно отдает в руки дворцовой страже, зная, что её ждет казнь.
М14с2

Мехмед выдает Шахина Зюльфикару

Теперь Мехмед намерен спасти своего брата. Сначала он помогает Шахину избавиться от поймавшей его стражи, а позже находит безопасное убежище. Однако молодой человек знает: куда бы он не спрятал Шахина, рано или поздно его найдут, и потому единственное возможное решение сохранить ему жизнь — это выдать Османам. Под условием, что ханзаде будет сохранена жизнь, Мехмед выдает Шахина Зюльфикару-аге.
Во время восстания Сафие Султан Мехмед проявляет себя как благородный и храбрый человек. Он в одиночку спасает Кёсем, Хандан и детей и помогает им перебраться в дом Мелеки. На следующий день Мехмед проводит к дому Зюльфикара, а сам отправляется в Топкапы, где пытается остановить церемонию присяги шехзаде Мустафе. Однако его хватают. После этого Мехмед Гирей присоединяется к свите приехавшего Ахмеда и вместе со всеми отправляется за шехзаде.
М15с

Мехмед и Зюльфикар пытаются помешать присяге

Там султан говорит ханзаде, что он доказал свою верность Османам.

Как только Дервиш становится великим визирем, он приказывает Мехмеду отправиться в Крым, где его ждет верная смерть. Ханзаде понимает: паша хочет избавиться от него, как от последнего человека, осведомленного о его службе Шахину. Дервиш устраивает покушение на ханзаде в таверне, но Мехмеду удается спастись. Чтобы отомстить паше, Мехмед заключает союз с Кёсем Султан и рассказывает ей о причастности Дервиша к отравлению Мехмеда III. После этого молодой человек отводит Кёсем к Рейхану, который подтверждает слова ханзаде. Султанша решает воспользоваться услугами молодого человека и отправляет к нему Зюльфикара, однако Дервиш опережает султаншу и убивает опасного свидетеля. Тем не менее, Кёсем удается устранить пашу. После гибели Хандан Султан Мехмед Гирей вместе с Искендером сопровождают молодого падишах в Эдирне, где некоторое время охотятся. Тогда же Мехмед участвует в поисках Кёсем и помогает султану расправиться с разбойниками.

Во время большого скачка времени в 21 серии мы узнаём, что Мехмед устроил своему брату Шахину побег, и они вместе вступили в борьбу за крымский престол. Но братья не сумели долго удержать власть в своих руках, поэтому их пути на время разошлись.
Мехмед 21с

Мехмед на коленях перед султаном

Мехмед отправляется в Османскую империю просить султана Ахмеда о помиловании и законном возведении на крымский престол, но разгневанный падишах бросает бывшему хану обвинения в предательстве и приказывает заточить в крепость Румелихисары, где он когда-то жил. Бывший хан вновь пытается договориться с Кёсем Султан, чтобы обрести свободу, и даже рассказывает ей о тайных замыслах Сафие Султан. Госпожа не очень верит его словам и отправляет к Мехмеду Зюльфикара. Тот, узнав об источнике полученных сведений, позволяет бывшему хану выходить на улицу в сопровождении слуг. Молодой человек вновь встречается с Кёсем и говорит ей, что готов служить, однако султанша не верит его словам после многократных предательств.
В это же время Мехмед начинает сближаться с Искендером, узнав, что тот является шехзаде. Молодого человека заключают в ту же крепость, где томится и бывший хан.
Мехмед Искендер

Мехмед и Искендер

Тот пытается заполучить нового союзника, уговаривая его начать борьбу за престол и поднять восстание, в ходе которого падишах будет свергнут, а Искендер и Мехмед станут правителями: первый — Османского, второй — Крымского престолов. Однако шехзаде отказывается, памятуя о своей преданности султану. Но после того, как Ахмед умирает, предварительно приказав казнить дядю, Искендер находит нового друга и говорит ему, что согласен. Ночью Мехмед сбегает из крепости, но Сафие успевает переубедить своего сына, и Искендер говорит хану, что решил остаться в Стамбуле. Мехмед обещает другу помощь, если она понадобится, и сбегает на Кавказ.

ХарактерПравить

Как и у большинства персонажей сериала, характер ханзаде неоднозначен. Хоть Мехмед и кажется более мягким, чем его брат, в его душе спит лев. Мехмед очень упрям и готов пойти на все, чтобы добиться своего. Как крымскому ханзаде ему неприятно, что его насильно удерживают во владениях Османского государства.

Очень сильно любит Фахрие, чтобы быть с ней, он готов сделать все, что угодно. При этом он знает, что Османский двор против этой любви, однако не может сдержать свои чувства. Ощущая всю опасность их запретной любви с Фахрие, Мехмед все равно идет "в огонь". Однако, он не настолько бескорыстен, чтобы любить султаншу без взаимности. Он горд и сознает свое положение и свой статус. Как только Фахрие отрекается от него и называет предателем, Мехмед понимает, что она не стоит ни его любви, ни его преданности, поэтому хладнокровно передает её на казнь.

Создаётся впечатление, что Мехмед лоялен к османскому двору. Но на самом деле это не так. Мехмед хитёр, как и его брат, и, словно хамелеон, умеет подстраиваться под ситуацию, преследуя сугубо свои цели. Так он спасает семью падишаха в ночь бунта и использует это для того, чтобы войти в доверие султану Ахмеду. Им двигала одна цель — восстановить утраченное доверие, чтобы его назначили крымским ханом. С первой частью он справляется весьма успешно. Османы даже не подозревают, как хитрый ханзаде ловко ими манипулирует. Например, руками Кёсем уничтожает своего врага Дервиша, а султанша так и не поняла это. Но он понимает, что для султана он является всего лишь слугой, поэтому подстраивает брату побег, и они вместе начинают борьбу за крымский престол, вопреки воле падишаха.

Кроме того, Мехмед храбр и бесстрашен, как в любви, так и на поле боя. Он несколько раз буквально спасает Шахина от поимки, проявив огромную отвагу и смелость. Ради Шахина Мехмед готов на всё, брат для него — самый дорогой человек, и ханзаде готов отдать всё ради его жизни и безопасности. Как это ни странно, но именно чтобы сохранить Шахину жизнь Мехмед передает его на руки Зюльфикару.

Галерея Править