ФЭНДОМ

Это незавершенная статья!
Она содержит неполную информацию.
Вы можете помочь Великолепный Век вики, дополнив её.
Кавычки1
Династия великого Османского государства исчезнет вместе со мной!
Кавычки2

Мурад IV — османский султан. Сын Ахмеда I и Кёсем Султан.

БиографияПравить

В истории Править

Будущий султан Османской империи Мурад IV родился летом 1612 года в семье османского правителя Ахмеда I и его наложницы Кёсем Султан в Стамбуле.

Мурад IV вступил на престол в 1623 году в возрасте 11 лет в результате устроенного Кёсем Султан дворцового переворота, в ходе которого был свергнут его дядя Мустафа I. После воцарения мальчика на троне фактически власть оказалась в руках его матери и её же доверенных лиц, а управлять государственными делами начали мужья дочерей Кёсем Султан, которые последовательно занимали пост великого визиря.

В это время Османская империя находилась в очень затруднительном положении, поскольку начавшаяся в 1623 г. война с иранским шахом Аббасом I протекала неудачно и пожирала огромные средства. Казну удавалось пополнять лишь путём взимания чрезвычайных налогов, порчей монеты и конфискациями имущества казненных богачей. Чтобы восполнить убыль конного ополчения, правительство было вынуждено увеличивать количество янычар. При Мураде их число достигло 100 тысяч, и воины, чувствуя свою силу, стали открыто проявлять непокорность. В конце 1631 года восстали сипахи и янычары и потребовали от султана Мурада выдачи его друга великого визиря и зятя Кёсем Султан Хафиза Ахмеда Паши. Султан был вынужден выполнить это требование по совету ставшего новым великим визирем Топала Реджепа Паши. Однако последний 18 мая 1632 года был казнен по приказу султана, и это вселило ужас в сердца мятежников. После казни Реджепа Паши Мурад собрал на берегу Босфора открытый Диван, на котором потребовал от янычар и сипахов принести клятву на верность, что те и сделали. Затем он говорил с судьями о восстановлении законности. Судьи жаловались ему на насилие и произвол армии. Мурад согласился, что стало началом массовых репрессий и одновременно самостоятельного правления самого султана. Тем самым произошло устранение Кёсем Султан от власти, хотя она в дальнейшем осталась в роли советника при своем сыне. Султан Мурад десятками тысяч казнил бунтарей и участников крестьянских восстаний, водворяя таким образом «мир». Однако большей частью жертвами его жестокости делались неправедные чиновники, губернаторы и судьи, повинные в насилиях, злоупотреблениях и взяточничестве. Также, Мурад стал первым турецким султаном, по приказу которого был казнен шейх-уль-ислам по имени Ахизаде Хюсейн Эфенди. В 1635—1638 гг. султан даже казнил своих братьев шехзаде Баязида, Касыма и Сулеймана. Тем не менее, тирания Мурада спасла Империю от гибели. Султан укрепил армию, закрыл кофейни, провел реформу суда, издал указ о запрете курения табака и опиума. Одновременно он увеличил доходы Империи, устранил лазейки для злоупотреблений в землевладении, тем самым защитив крестьянство.

Sultan Murat IV

Исторический портрет султана Мурада

В 1635 г. Мурад двинулся в поход против Ирана. В короткий срок турки овладели Тебризом, Ереваном, Нахичеванью. Однако эти военные успехи были сведены на нет действиями самой турецкой армии, которая до того опустошила захваченные земли, что не могла доставать провиант. Мурад отступил, но в 1638 г. ведомая султаном армия турок вновь захватила Багдад, что вынудило шаха Ирана заключить с Турцией Зухабский мир 1639 года. Договор положил конец длительному противоборству Османской империи и Сефевидской державы и стал одним из величайших достижений Мурада IV.

В мирные дни султан Мурад поощрял строительство мечетей и школ, покровительствовал ученым. При поддержке Мурада изобретатель Хезарфен Ахмед Челеби первым совершил полет на крыльях. Султан взялся за модернизацию флота, так как его раздражала Венеция со своим мощным флотом в Эгейском и Средиземном морях и большими доходами от торговли, да и северные соседи доставляли неприятности. После того, как в 1637 г. донские казаки без ведома царя Михаила Федоровича Романова штурмом взяли Азов, Мурад послал в Москву посла с жалобой. Михаил Федорович был полностью согласен с султаном. Царь, состоявший в мире с турками, официально отмежевывался от данных событий, но неофициально посылал казакам деньги и порох. 7 июня 1641 года турецкая армия во главе с великим визирем Кеманкешем Кара Мустафой Пашой осадила Азов, и казаки были вынуждены оставить крепость.

Султан и его брат шехзаде Ибрагим на тот момент были единственными представителями династии Османов в мужском колене. Перед смертью султан думал передать османский престол крымскому хану Бахадыру I Гераю и отдал приказ о казни своего брата Ибрагима, но в самый последний момент Кёсем Султан спасла своего безумного сына от смерти. Мурад IV умер 8 февраля 1640 года, трон наследовал его брат Ибрагим I.

В сериале Править

1 сезонПравить

Фатьма 25с

Кёсем сообщает детям о смерти их отца

Впервые Мурад появляется в 21 серии сериала. Маленький шехзаде поздравляет мать с праздником Рамазана в её покоях, а позже появляется на церемонии в саду. Он выражает неприязнь к шехзаде Баязиду, который, по его мнению, не является братом детям Кёсем Султан. Однако мать и Мехмед убеждают ребенка, что и в нем, и в сыне Гюльбахар течет одна кровь. Позже мальчик интересуется личностью таинственного человека, пришедшего на праздник, и с удивлением узнает, что это его дядя Мустафа, которому позже Ахмед представляет Мурада и остальных детей.

Впоследствии Мурад присутствует во многих семейных сценах, в том числе и когда Кёсем сообщает детям о смерти их отца. Эта весть сильно ранит мальчика, но он знает, что теперь должен сам заботиться о своих братьях. После восшествия на трон Мустафы I детей Кёсем запирают в покоях, и Мурад, прекрасно осознавая, что им грозит, клянется защищать детей до последнего вздоха и говорит об этом матери и Эйджан. И уже очень скоро мальчику приходится вспомнить о своих словах — Халиме приказывает казнить детей Кёсем. Вместе с Османом и Мехмедом Мурад сражается за свою жизнь, однако палачам всё равно удается сломить сопротивление наследников. Шехзаде удается спастись только благодаря Кара Давуду Паше.

Дильруба 30с

Мурад в плену Дильрубы

После того, как падишахом становится Осман, жизнь шехзаде меняется: теперь они хоть и не пленники, но опасные претенденты на трон. Ситуация усугубляется тем, что Осман отменяет приказ об изменении порядка престолонаследия, а позже и вовсе казнит Мехмеда. Мурад, ищущий брата, становится свидетелем этому, и слышит, как старший брат проклинает султанат сына Махфирузе. Теперь мальчик знает, какая цена у власти, и не может не бояться за свою жизнь и жизнь своих братьев. После того, как начинается янычарское восстание, Дженнет решает отправить детей к их матери в Старый Дворец, однако уличные беспорядки мешают ей сделать это. Перепоручив детей Бюльбюлю, который, в свою очередь, оставляет их в дергяхе Кёсем, калфа возвращается во дворец. А Мурад, между тем, пытается успокоить плачущих братьев. После нападения на приют он буквально своим телом защищает мальчиков, и спасает их, укрыв в безопасном месте. А на следующий день мимо провозят тележку с Османом, и шехзаде видит, как народ издевается над действующим султаном. Эти мгновения навсегда остаются в его памяти: наследник понимает, как хрупка кажущаяся власть падишаха под величиной народного гнева. Чтобы его и братьев не нашли, Мурад выбирается из убежища и пытается самостоятельно выбраться из охваченного бунтом города, однако натыкается на Календира, и, обманутый его словами, позволяет аге увезти его и наследников прямо в хижину, где их ждёт Дильруба.
Триумф Кёсем

Триумф Мурада и Кёсем

Мурад пытается спастись от амбициозной тетушки, но та хладнокровно приказывает заживо сжечь всю постройку. В начавшемся пожаре шехзаде снова хочет обмануть судьбу, выбравшись живым и невредимым, однако ничего не получается, и детей в последний момент спасает Бюльбюль. Он отвозит наследников к их матери. Невероятно счастливая от сознания, что её дети живы, Кёсем начинает мстить всем врагам за смерть Османа, и, наказав всех, причастных к тому убийству, возводит на трон своего шехзаде. Под радостные возгласы людей новая Валиде и Султан выходят к подданным, и те скандируют их имена.

2 сезонПравить

Взрослый Мурад появляется впервые появляется в первой серии 2 сезона. Он — султан, полностью находящийся под гнётом своей матери-регента. Падишах мечтает начать самостоятельно править, однако Кёсем не согласна на это и всеми силами старается помешать сыну самому принимать решения. Она советует султану вступить в переговоры с мятежниками, поднявшими очередной бунт и убившими бывшего великого визиря Хафиза Ахмеда Пашу, но Мурад, видя, что всё это ни к чему не приводит, намерен наказать каждого восставшего. Он лично выходит к ним и представляет своих братьев — Баязида, Касыма и Ибрагима, дабы каждый понял, что они живы. Люди успокаиваются, но все знают, что очень скоро мятеж вспыхнет снова. Вечером султан в сопровождении своего оруженосца Силахтара выходит из дворца, чтобы лично казнить главарей восставших и узнать имя того, кто руководил ими. В ходе поединка выясняется, что им был визирь совета и зять правителя Топал Паша. Узнав об этом, султан направляется в дом изменника, где и проводит вечер вместе со своей сестрой Гевхерхан и племянником Селимом. А уже на следующий день перед собравшимися сипахами падишах собственноручно убивает Топала, объявив его предателем. Вдова паши требует от брата объяснений, но он ограничивается тем, что её муж был предателем. Мать падишаха тоже недовольна оборотом событий, поскольку Топал мог бы привести их к более важным противникам, но Мурад считает, что Валиде просто не хочет, чтобы он сам принимал решения, и потому ссорится с ней, а потом, узнав, что Кёсем пыталась договориться с мятежниками вопреки данному ему обещанию, лишает мать полномочий регента. Перед народом, войском и духовенством молодой султан клянется на Коране, привезенном из Египта ещё Селимом I, что будет править самостоятельно и защищать Империю, и требует в ответ клятву в верности, и те с готовностью дают её. Кёсем же, узнав о решении сына, приходит в ярость и спешит к Мураду за объяснением, однако их беседа не улучшает отношений представителей Династии.

Кавычки1
— Не встречайтесь пока ни с кем. На кону будущее Империи.
— Будущее Империи?<...> Без меня ни осталось бы ни Династии, ни Государства! А теперь ты стоишь передо мной и говоришь о будущем государства! То, что ты называешь государством это я! Я!!
— То время подошло к концу, Валиде. Ваше регентство окончено. Это единственная правда, хотите — соглашайтесь, хотите — нет. Вы, будучи Валиде Султан, будете управлять гаремом, и на этом всё! Теперь власть в руках истинного владельца!
Кавычки2
Мурад и Кёсем

В тот же день падишах снова отправляется на рейд против мятежников, на этот раз он берет с собой и брата Баязида. Ночное сражение, в ходе которого султан и Силахтар убивают всех предателей, производит на молодого человека сильное действие — он впервые видит в Мураде мужчину, разъяренного льва, забывающего о всякой жалости в пылу сражения.

Между тем в столицу прибывает венгерская принцесса Фарья Бетлен. Кеманкеш, встретивший её в море, докладывает о гостье султану, и повелитель спешит на корабль, привезший венгерку в Стамбул. Встреча молодых людей происходит в необычной обстановке: Мурад становится свидетелем тому, как Фарья в одиночку расправляется с группой переодетых янычарами католиков и приставляет саблю к горлу девушки. Но и она, не моргнув глазом, едва не закалывает правителя кинжалом. Однако увидев, кто перед ней, Фарья учтиво кланяется Мураду, а позже рассказывает свою историю. Султан же, однако, ничего не отвечает принцессе, кроме того, что пока она останется гостьей в Османской Империи. Но судьба венгерки, тем не менее, начинает волновать падишаха всё сильнее, и он уже готов поверить каждому её слову, когда узнает от Кёсем, недовольной появлением чужестранки, что Фарья — убийца кардинала. Мурад в сердцах спешит к девушке, чтобы потребовать у неё объяснений, и тогда принцесса отдает ему письмо, из-за которого она и лишила жизни человека. Однако документ зашифрован, и чтобы понять его султан вместе с Силахтаром отправляются к Хезарфену, но стоит им подойти к башне, как под ноги молодым людям падает блокнот ученого. Однако гений не спешит раскрывать своих новых идей и соглашается прочесть послание папы, но для этого ему нужно время. А вечером Мурад после знаменитого рейда против мятежников встречает Фарью в городе, и гуляет с ней всю ночь, катаясь верхом и наслаждаясь счастьем. Принцесса проводит с правителем всё больше времени, что категорически не нравится Валиде и Айше. Мурад полон решимости прочесть заветное послание, и на следующий день, благодаря случайности, ему удается это сделать. Хотя письмо и содержит только имя Топала Паши, падишах убеждается, что Фарья — не шпионка, и отправляется к ней на корабль. Девушка спрашивает, когда султан даст ей войско для борьбы за Трансильванский престол, однако Мурад сообщает, что вообще не собирается этого делать. Аргументы принцессы прерывает начавшееся нападение мятежников, окончившееся взрывом на корабле. Однако правителю вместе с гостьей и её гувернанткой удается вовремя покинуть борт. Султан привозит пострадавших в Топкапы, что не нравится Кёсем. Она убеждает сына на ночь оставить Фарью в Башне, а после перевезти во дворец в Ускюдаре. Мурад соглашается, и позже приходит навестить принцессу в её новую комнату. Там девушка снова пытается завести разговор о войске, однако султан прерывает её — его воины никогда не станут подчиняться приказам женщины. Венгерка приходит в ярость, но падишах не обращает на это внимания и всё сильнее влюбляется в неё. Он велит матери оставить девушку в гареме. Однако Кёсем, недовольная появление венгерки в Стамбуле вообще, велит той немедленно ехать в Ускюдар. Атике это не нравится, и она пишет брату записку, где сообщает, что по дороге с Фарьёй может что-то случиться. Султан, проводящий рейд среди католических священников и сбросивший со стены брата Лоренцо, одного из приближенных главы тайной иезуитской организации Корнелиуса, понимает, что его любимая в опасности. От мадам Маргариты падишах узнает о свершившемся покушении и в последний момент спасает Фарью. Мурад доставляет её в гарем и идет за объяснениями к Кёсем, однако та клянется своими детьми, что невиновна в нападении. Но султан не верит ей. А уже на следующий день узнает от сына о произошедшем в покоях Валиде. Разъяренный правитель хочет сослать Айше за то, что она сделала, однако Кёсем удается уговорить султана сжалиться над невесткой. Мурад соглашается не высылать её ради детей, однако не собирается прощать девушку.

Отношения Мурада и Фарьи превращаются в настоящую любовь — во время одной из ссор султан целует девушку. Также он, узнав о том, что Иштван осмелился захватить в плен мать принцессы Екатерину Бранденбургскую, начинает переписку с королем, и тот оскорбляет падишаха, намекнув на его детский возраст и управление государством Кёсем Султан. Мурад приходит в ярость и клянется, что пойдет войной на Трансильванию. Несмотря на все просьбы пашей и Валиде, падишах намерен исполнить задуманное. А между тем Фарья узнаёт о пленении своей матери и получает приказ подложить свиную голову в покои правителя, в противном случае Екатерина Бранденбургская умрёт. Мурад, увидев у себя на кровати "подарок", приходит в ярость и пытается найти шпиона. Он отправляется в башню к Фарье и там понимает, что это сделала его любимая. Султан велит отправить предательницу вместе с её гувернанткой тюрьму, а позже устраивает допрос. Дознание ведёт Силахтар, в то время как сам падишах находится за зарешетчатым окном в зале совета. Фарья рассказывает всю правду и умоляет хранителя позволить ей поговорить с самим падишахом, но воин отвечает, что теперь слишком поздно. Он отправляет пленницу обратно в подземелье. По приказу султана Силахтар начинает расследование, в ходе которого выясняется, что слова Фарьи — правда. Однако это не умаляет её вины, и Мурад знает, что должен решиться. Масла в огонь подбавляет Атике, рассказывая брату о том, как венгерская принцесса любит его. А дело с Иштваном Бетленом не стоит на месте: султан, наконец приступает к решительным действиям. В сопровождении Силахтара, Эвлии и Хезарфена Мурад отправляется «на охоту в Бурсу» — на самом деле, на войну. В лагерь он приказывает немым палачам доставить и Фарью. В диком лесу падишах говорит девушке, что понимает её мотивы, но никакие отношения между ними уже невозможны. Венгерка и сама знает об этом и понимает, что холодность и равнодушие Мурада — самое страшное наказание для неё. Она отправляется в лагерь вслед за султаном. Однако продвижению отряда мешает известие о покушении на Кёсем, и правитель принимает решение вернуться в столицу.

В Стамбуле Мурад становится свидетелем тому, что его братья Касым и Баязид самовольно покинули дворец и отправились на поиски Кёсем. Повелителю не нравится такое положение вещей, и он сам возглавляет группу. Однако неожиданно начинается пожар, и один из мятежников, воспользовавшись этим, совершает покушение на падишаха, но его в последний момент убивает Фарья. А после Дели Гуссейн находит Валиде Султан и все возвращаются в Топкапы. Принцессу султан отправляет назад в Башню. Атике рада возвращению подруги и по просьбе той устраивает ей встречу с братом, однако она не оканчивается ничем. А между тем в столицу приезжает Абаза Мехмед Паша, ранее получивший от султана приказ разобраться с Иштваном Бетленом. Он привозит голову непокорного наместника, чему свидетельницей становится Фарья. Также султан устраивает встречу девушки с матерью. Однако её мечтам не суждено сбыться — трон Трансильвании отныне принадлежит не Бетленам, а Ракочи, предавшему Иштвана и таким образом ставшего новым королем. Фарья приходит в ярость от этих известий и отправляется в покои к султану, чтобы потребовать объяснений, однако встреча оканчивается тем, что принцесса проводит ночь с Мурадом. А на утро султану докладывают, что она уехала вместе с матерью и мадам Маргаритой. Сначала правитель злится на возлюбленную, но потом понимает, что не сможет жить без Фарьи. Он отправляется вслед за ней и останавливает карету. Султан и принцесса вместе возвращаются в Топкапы, что категорически не нравится Кёсем Султан.

Между тем государственные дела не стоят на месте, и Мурад, памятуя о священнике Лоренцо, решает выгнать из страны всех иезуитов и людей, каким-либо образом связанных с ними. Это решение затрагивает многих людей, и Кёсем не совсем довольна таким поворотом событий, однако она, напротив, хвалит сына, и советует раздать земли изгнанников преданным Династии людям. Персидские послы, прибывшие в столицу, дарят Мураду лук, который фактически невозможно натянуть. Султан дает попробовать всем желающим, а после сам натягивает тетиву. Кроме него сделать это удается только Дели Гуссейну, и падишах, пораженный силой воина, дарит оружие ему. В столице появляется Ильяс Паша — бывший ученик шейх-уль-ислама и губернатор Анатолии. Он мечтает вернуть себе утраченное место, однако падишах не спешит выполнять просьбу бея. К тому же Эвлия и Хезарфен, проследив за пашой, сообщают Мураду неутешительные сведения. В итоге по совету Ахизаде Эфенди Ильяса назначают губернатором Шама, и тот оказывается вынужденным отправиться в провинцию. Между тем правитель узнает о поддельном документе, из-за которого Корнелиусу удалось остаться в столице. Силахтар начинает поиски, но обнаруживает только труп убитого Синаном Пашой священника.

Мурад приказывает поместить Фарью в отдельный дворец, где он будет каждый день навещать девушку. Однако в первую же ночь повелитель задерживается, из-за чего принцесса переворачивает всё вверх дном. А на следующий день султан становится свидетелем откровенного разговора между мадам Маргаритой и её воспитанницей — оказывается, Фарья намерена стать законной женой султана Мурада. Правитель не собирается предавать большое значения мечтам возлюбленной, хотя та и просит его поклясться, что кроме неё в жизни правителя не будет никаких женщин. Венгерка становится настоящим утешением для теряющегося и подавленного бременем власти Мурада — он рассказывает любимой о трудностях, предшествующих его восхождению на престол. А уже спустя некоторое время становится известно, что Хатун беременна. Это событие становится огромнейшим счастьем как для Фарьи, так и для Мурада. Он не может нарадоваться на любимую.

А в гареме в то же время совершается трагическое событие — наложница Элеанор Хатун кончает с собой. По приказу султана Силахтар начинает расследование, в результате чего становится известно о связи погибшей с Касымом. Хранитель покоев убеждает Кёсем саму рассказать обо всём сыну, что та и делает, однако во время разговора падает в обморок. Валиде умоляет сына пощадить брата, напоминая о судьбе Османа, но Мурад не слушает мать, хотя и не может принять решения. Достаточно долгое время он делает вид, что ничего не было, пока наконец не приходит ночью в покои Касыма. Он приказывает шехзаде следовать за ним и, несмотря на отчаянные мольбы брата и матери, заточает его в кафес.

Мурад отправляется в поход против поднявшего мятеж Ильяса Паши. Он отчитывает Ахизаде — ведь именно шейх-уль-ислам посоветовал падишаху назначить предателя наместником Шама. Ночью правителю снится сон о том, что к нему в шатер заходит неизвестный всадник на черном султанском коне. Позже Яхья Эфенди толкует виденное как то, что в скором времени повелителя ожидает предательство от кого-то из самых близких людей. Осада крепости продвигается, и шехзаде Баязид на совете советует брату продолжать его до того момента, пока у защитников не окончатся продукты питания. Султан делает вид, что согласен с планом наследника, однако ночью предпринимает отчаянную вылазку с отрядом из Силахтара, Кеманкеша, Эвлии и Хезарфена. Несмотря на то, что его слегка ранят, Мурад в одиночку уничтожает целую армию предателей и лично захватывает в плен Ильяса Пашу, а позже не глазах у всего войска убивает его выстрелом из лука. Но отпраздновать победу в лагере не получается — падишаху приходит письмо из гарема с известием о покушении на Фарью. Султан спешит в столицу и узнает там, что его любимая потеряла ребенка и никогда больше не сможет стать матерью. Она обвиняет в случившемся Айше. Мурад допрашивает жену, но она категорически отрицает своё участие в покушении. Однако венгерская принцесса грустит, и даже общество султана не может вернуть улыбку на лицо девушки. Падишах отправляется в город, где, услышав сплетни о своих отношениях с Фарьёй, убивает на месте одного из торговцев. Он приказывает Кеманкешу казнить всех, каким либо образом участвующих в покушении. В то же день, когда оруженосец исполняет приказ, султан поднимается с любимой на Галатскую Башню. Там он рассказывает Фарье легенду о том, что мужчина и женщина, вместе поднявшиеся сюда, поженятся. А позже он ведет её вниз, где в то же самое время кадий проводит обряд никяха. Молодые люди не могут нарадоваться своему счастью, хотя ни народ, ни жители гарема не довольны таким оборотом событий. На следующий же день после свадьбы начинаются массовые беспорядки, люди толпятся у дома шейх-уль-ислама, пытаясь понять, как он мог позволить казнить стольких невинных. Но султан уверен, что бунт можно подавить только кровью. Вечером правитель устраивает пиршество в честь своего никяха, после которого Айше нападает на Фарью в покоях новоиспеченной султанши и падает в обморок. Но ко всеобщему счастью с султаншей всё в порядке — госпожа оказывается беременной...

Продолжение следует...

Характер Править

Кавычки1
Я беда тем, кто осуждает мою волю.
Кавычки2

Мурад был известен своей жестокостью, за что и получил свое прозвище "Кровавый". Он мог без колебаний лишить жизни большое количество людей, не давая им пощады. Мурад вселял страх во всех своих подданных, все его указания беспрекословно выполнялись.

Однако Мурад не смог скрыть своего страха под маской жестокости и беспощадности. Все годы своего правления он волновался за собственную жизнь и за то, что его могут свергнуть с османского трона.

Отличался высоким интеллектом и мог решать самые каверзные вопросы.

Очень любил своих детей. Сильно расстроился и обезумел, когда они умерли от рук собственной матери.

Галерея Править

Ссылки Править

WP favicon Мурад IV в Википедии

НавигацияПравить