ФЭНДОМ

Старый Дворец (также Дворец Слёз или Дворец Плача) — бывшая резиденция султана Мехмеда II, позже — место пребывания матерей султанов, их вдов и слуг умерших правителей.

В истории

После завоевания Мехмедом II Константинополя в 1453 году был построен дворец для временного пребывания там правителя. Однако после началось строительство нового здания — дворца Топкапы, куда вскоре и переселился турецкий падишах. После этого первоначальная резиденция получила название Эски-Сарай (Старый дворец). Её назначение изменилось: туда из Топкапы стали отправлять жить отлученных от двора и забытых всеми матерей и вдов умерших султанов, поэтому архитектурный комплекс получил еще одно название — Дворец слез.

По воспоминаниям современника султана Ахмеда, Сандерсона, Старый Дворец, «вместе с красивыми особняками, высокими фруктовыми деревьями, банями и фонтанами», напоминало райский сад. Это было строение с двумя дверями, окруженное с суши тремя, а с моря — двумя стенами. Каждые апартаменты и покои, вместе с комнатами и кухнями, были независимы друг от друга. Один из итальянских паломников писал, что женщины в Старом Дворце проживают прекрасную жизнь жизнь и все их потребности выполняются. Также время от времени туда приезжал султан и утешал жителей, в особенности, если во Дворце Слёз жила его мать. Кроме того, падишах мог приехать в резиденцию, желая побыть в одиночестве и отдохнуть.

К XIX веку здание сильно обветшало и в итоге было снесено. В настоящий момент на его месте находится здание Стамбульского университета.

В сериале

Великолепный век

Хюррем СД

Хюррем в Старом Дворце

В сериале «Великолепный век» о Старом Дворце упоминается уже в первой серии: Валиде Султан, не привыкшая к шуму и суете, жалуется своей верной Дайе, что скучает по тишине и покою Старого Дворца. Судя по всему, до восшествия на престол Сулеймана Айше Хафса вместе с Хатидже жила именно там. Впоследствии словосочетание «Старый Дворец» используется в качестве устрашения: гаремная прислуга то и дело угрожает непослушным наложницам, что в случае плохого поведения с их стороны они сразу же будут сосланы туда. К тому же, после избиения Хюррем Махидевран также заходит речь о ссылке третьей жены султана в старую резиденцию. А в 14 серии угрозу действительно приводят в исполнение — по обвинению в убийстве Айше Хатун Хасеки Сулеймана вместе с маленькой Михримах отправляют подальше от дворца. Хюррем живет там некоторое время, однажды к ней тайно приезжает Хатидже, решившая позволить матери увидеться с сыном.

60 серия4

Гюльшах в Старом Дворце

Во втором сезоне Хюррем снова ссылают в Старый Дворец, на этот раз из-за крупной ссоры с султаном. Когда отправившаяся с матерью Михримах заболевает, Сулейман приезжает к жене и проводит в здании ночь. А через некоторое время именно по пути оттуда на Хасеки совершается покушение. В конце сезона во дворец ссылают Эфсун, а после — Гюльшах, которая встречается там с Эслим Хатун и передает через нее весть Хюррем Султан.

Империя Кёсем

Сафие кадр50

Сафие и Хандан в Старом Дворце

О Старом Дворце упоминается уже в первых сериях: Хандан Султан, желая избавить сына от влияния Сафие Султан, говорит Ахмеду, что если он хочет взять власть в свои руки, то необходимо отстранить бабушку от управления государством. Около десяти серий бывшей Валиде удается продержаться в Топкапы, используя различные предлоги, однако позже она всё же оказывается вынужденной уехать, хотя и продолжает плести интриги. В 14 серии к ней доставляют гроб с телом Фахрие, а несколько раньше во дворце оказывается и Хандан, сосланная сыном за покушение на его брата. Там её неоднократно навещает Дервиш Паша. Позже Валиде возвращается. Также некоторое время во Дворце Слез пребывают Катерина и Халиме, подставленная Сафие Султан, а в одной из серий туда же приезжает Кёсем для встречи с Кумрой Хатун.

К концу сезона во Дворце Слез оказываются Сафие, Халиме и Кёсем; если первая, побывав за свои грехи в Девичьей башне, так и остается в старой резиденции, то Халиме после восшествия её сына на трон переезжает в Топкапы. Кёсем же оказывается в ссылке в период правления Османа, однако это не мешает ей неоднократно уезжать из дворца, устраивать заговоры и плести интриги.

Кёсем СД

Кёсем в Старом Дворце

Во втором сезоне Старый Дворец также появляется неоднократно: так, в 42 серии Кёсем, желая пресечь предательство со стороны слуг, высылает абсолютно всех наложниц, а в 48 сама оказывается вынужденной уехать туда. Правда, в отсутствие сына Валиде, пережившая покушение на свою жизнь даже в ссылке, возвращается. В конце сезона во Дворец Плача по инициативе Турхан Султан отправляется её соперница Телли Хюмашах.

Источники

  • В написании статьи использованы материалы Озлем Кумрулар: «Кёсем Султан. Власть, честолюбие, интрига».