ФЭНДОМ

Valide Sultan 5

Султанши «Великолепного века»: Махидевран, Айше Хафса, Хатидже и Хюррем

Кавычки1
Выйдя замуж, ты не становишься Султаншей. И будучи любимицей Повелителя тоже нет. Быть Султаншей значит нести ответственность за каждое свое слово. Султанша должна знать все про радости, печали и страхи каждого гражданина государства
Кавычки2

Султанша — один из высших титулов, который мог быть присвоен женщине в Османской Империи. Он считался вторым после Валиде до начала правления султана Сулеймана, то есть до введения титула Хасеки.

Получение

Этот титул мог быть присвоен фаворитке, родившей сына, а также его автоматически получали все дочери действующего султана. Также этот титул носили сестры султана и не теряли его после замужества, если у султана не было возражений.

У сестер и дочерей Султана не было возможности получить более высокий титул, а у наложницы, родившей Султану сына, была возможность стать по статусу Хасеки или Валиде.

Женщины, носящие титул Султанши, не занимались официальным управлением гаремом, но всем наложницам, которым удавалось получить в Османской Империи высшие должности, надо было перед этим стать хотя бы Хасеки.

Сестрам правящего Султана нельзя было управлять гаремом, да и дочерям не попасть было в нужный временной период. Единственное исключение — Михримах Султан, которая возглавила гарем Султана Сулеймана, своего отца. Она с 1558 по 1566 года управляла гаремом.

В сериале

«Великолепный век»

В сериале «Великолепный век» титулом Султанши обладают несколько персонажей. Главные из них:

Айше Хафса Султан

Супруга султана Селима, мать его пятерых выживших детей, женщина строгих правил, могущественная и властная — титулом Султанша она стала обладать задолго до начала сериала. В самой первой серии она становится Валиде — матерью падишаха, и именно под именем Валиде Султан её знают большинство поклонников телесериала.

Хатидже Султан

Хрупкая и нежная, склонная к истерикам, одна из главных персонажей «Великолепного века», Хатидже — родная сестра султана и супруга великого визиря государства обладала титулом Султанша от рождения и непомерно гордилась им. В конечном счете, именно надменность и желание доказать свою принадлежность к династии и погубили её собственное счастье.

Шах Султан

Шах Султан — настоящая Султанша. Она слишком гордилась своим титулом и слишком часто напоминала о нём своему супругу. Именно из-за своей гордыни и надменности хладнокровная и расчетливая султанша лишилась того, что так превозносила — своего статуса супруги Великого визиря и своей гордости.

Фатьма Султан

Фатьма меньше всех женщин Династии похожа на султаншу: легкомысленная, страстная, готовая броситься в любовную авантюру. Но за чрезмерной весёлостью скрывается боль из-за поруганной юности, омраченной браком за нелюбимым, и желание пойти наперекор судьбе, выделившись среди всех остальных.

Махидевран Султан

Третья супруга султана Сулеймана, мать его старшего сына Мустафы, титулом Султанши она стала обладать после рождения её единственного сына. Махидевран — идеальный пример Султанши. Она занималась благотворительностью, всю себя посвятила сыну, и, когда пришло время, отправилась с ним в санджак. Но столь «образцовое» поведение, тем не менее, не спасло её от нищеты и отчаяния, в которых закончила свои дни бывшая любимица Сулеймана Великолепного.

Хюррем Султан

Легендарная Роксолана, хозяйка Османской Империи во времена султана Сулеймана, прославившаяся своей невероятной историей любви — глядя на неё, удивляешься, каких высот может достигнуть женщина, правильно используя свою красоту и коварство. Подняться от неизвестной рабыни гарема до матери наследника престола, обладательницы титула Хасеки, введенного специально для неё, и стать управительницей всего гарема — такое под силу одной лишь Хюррем!

Михримах Султан

Михримах, луноликая госпожа, единственная дочь Сулеймана Великолепного, обладала своим титулом по праву рождения. Она была полнейшим воплощением своей матери, была готова на всё ради своих братьев в борьбе за престол. Михримах никогда не забывала, кто она такая, ради этого она вышла замуж на нелюбимого, предала возлюбленного брата и отомстила человеку, предавшему её мать.

Нурбану Султан

Знатная плененная венецианка, попавшая в султанский гарем и решившая стать госпожой, видевшая перед собой бессмертный пример Хюррем Султан, Сессилия — иначе Нурбану — стала Султаншей, родив сына. Интригами, ножом или ядом, но она добилась своей цели — превзошла Хюррем Султан, посадила на престол шехзаде Селима, а позже стала Валиде Султан.

«Империя Кёсем»

В «продолжении» «Великолепного Века» мы встречаем новых персонажей, новых султанш, и первая из них — Сафие, на минуту мелькнувшая в заключительных сериях предыдущего сериала.

Сафие Султан

Могущественнейшая мать султана, почти единственная наложница Мурада III, невероятную силу Сафие можно заметить в самом её взгляде. Потеряв своего сына, Сафие по-прежнему сохраняла невероятную власть и почетный титул Султанши.

Кёсем Султан

Анастасия, Махпейкер, Кёсем — всё это имена величайшей женщины Османской Империи. Совсем юной гречанка была привезена в Топкапы в подарок султану Ахмеду. Родив ему 13 детей, Кёсем последовательно становилась Валиде Султан при Мураде IV и Ибрагиме I. Именно в честь неё и назван «второй» Великолепный Век — Империя Кёсем.

Хандан Султан

Не готовая к борьбе за трон, спокойная и недальновидная Хандан никогда и представить себе не могла, что придет день, когда её сын станет падишахом. Однако со вступлением на престол Ахмеда I осуществились самые заоблачные мечты женщины. Но ей предстояло пройти ещё много испытаний, чтобы удержать трон в руках своего сына и самой добиться власти и уважения.

Халиме Султан

Видевшая смерть лицом к лицу, Халиме была встревожена за своего сына. У потерявшей Махмуда женщины единственной целью стала попытка возвести на трон малолетнего Мустафу. Имея повсюду врагов, Халиме не останавливалась ни перед чем, дабы уберечь сына и добиться титула Валиде Султан.

Фахрие Султан

Дочь Сафие Султан, Фахрие привыкла во всём слушаться свою мать. По её приказу она трижды выходит замуж за нелюбимых и старых пашей, желая принести пользу Османам. Однако в четвертый раз она отказывается покориться и принимает решение взять судьбу в свои руки, ради чего соглашается предать Династию и всех своих родных, включая султана.

Хюмашах Султан

Дочь Сафие Султан и султана Мурада, Хюмашах всегда знала, кто она по статусу и по положению. Выйдя в юности замуж за пожилого и нелюбимого пашу, молодая женщина забыла о счастье и надеждах на будущее. Но она вернулась туда, где когда-то оставила свою юность — во дворец Топкапы, не зная, что здесь её ждёт ещё больше испытаний и страданий. Забыв о себе, она до конца оставалась верна Османам, проявив несвойственные женщине выдержку и преданность, преданность султанату несмотря ни на что.

Дильруба Султан

Дочь Халиме Султан и султана Мехмеда, Дильруба с детства узнала, что значит боль: сначала был казнен её старший брат Махмуд, а потом младшего, Мустафу, пожизненно заточили в кафес. Непривыкшая сдаваться и отступать, она всегда помнила о том, кто она такая, и не уставала использовать своё положение, чтобы интриговать и бороться за трон.

Фарья Султан

Венгерская принцесса, Фарья с молоком матери впитала в себя достоинство настоящей представительницы династии. С мечом в руке она всегда была готова защищать свой род он нападок врагов. Выйдя замуж за султана, она продолжила оберегать свою семью и своего мужа, проявив качества настоящей султанши.

Айше Султан

Возлюбленная султана, Айше всегда кичилась своим статусом матери детей повелителя. Изысканная и элегантная, она, тем не менее, в погоне за сохранением положения во дворце и любви Мурада становится предательницей Династии. Недальновидность Айше приводит к печальным последствиям для всего государства, сама же она навлекает на себя весь гнев падишаха.

Гевхерхан Султан

Нежная и ранимая, Гевхерхан — истинная султанша, привыкшая покоряться приказам матери. Ненавидящая своё положение, девушка не может быть вместе со своим возлюбленным, а борьба за него с собственной сестрой приводит Гевхерхан к роковому решению.

Атике Султан

Легкомысленная и искренняя, вначале Атике больше похожа на взбалмошную и избалованную девчонку, чем на султаншу. Но многочисленные смерти и трагедии в её жизни, ужесточение самой жизни вокруг неё превращают Атике в мудрую женщину, познавшую и огонь, и воду. Она остается верна своим братьям до конца, не прекращая попыток освободить запертого в кафес Ибрагима и заботясь о Кае, как о родной дочери.

Гюльбахар Султан

Пережившая длительную разлуку с сыном, Гюльбахар хорошо усвоила, что в борьбе за престол есть только два выхода: либо султанат, либо смерть. Желая отомстить за годы, проведенные вдали от двора, и надеясь свергнуть ненавистных ей Кёсем и Мурада, женщина становится предательницей и открыто идёт по пути измены.

Турхан Султан

Лишенная любви супруга, Турхан ищет спасения именно в своём титуле. Она знает, кто она такая, и гордится этим. Именно статус султанши позволяет женщине собрать сторонников и вступить в борьбу с самой могущественной женщиной Империи — Кёсем.

Телли Хюмашах Султан

Привезенная во дворец султаном Ибрагимом Хюмашах совсем не похожа на султаншу. Обыкновенная женщина, полюбившая правителя и готовая на всё ради него. Смерть падишаха лишает женщину её привилегий; лишь тогда Хюмашах проявляет настоящую храбрость, решив вступить в борьбу с ненавистной Турхан.

Из истории

В восемнадцатом веке Османская империя пережила реформу, и все женщины получили запрет на использование данного титула и аналогичной приставки к своему имени. Далее титул Султан в отношении женщин вообще был упразднен.

Ссылки