ФЭНДОМ

Кавычки1
Как свой отец, как свои предки, я хочу стать таким же Великим Падишахом, как и они!
Кавычки2

Шехзаде Мустафа (тур. Şehzade Mustafa) — сын Сулеймана Великолепного от его наложницы Махидевран Султан и наследник османского трона. Санджакбей Манисы с 1533 по 1541 и Амасьи с 1541 по 1553 годы.

Биография Править

В истории Править

Мустафа родился в 1515 году в Манисе. Сам Мустафа был «шехзаде» — наследным принцем.

Однако, по мнению некоторых историков, Сулейман I хотел, чтобы султаном стал старший сын Хюррем Султан, Мехмед. В 1541 году из-за переговоров престолонаследника с австрийским послом Сулейман отдалил от себя Мустафу, передав власть в Манисе Мехмеду, а Мустафе — Амасью. По существовавшей в Османской империи традиции наследные принцы должны были жить в ближайшей к столице провинции, а так как Амасья была дальше от Стамбула, чем Маниса, то, соответственно, и шансы Мехмеда были выше, чем у Мустафы. В 1544 году, после скоропостижной смерти Мехмеда, султан Сулейман отправляет в Манису своего сына, Селима. Другой сын, шехзаде Баязид, был отправлен сначала в Конью, а затем и в Кютахью, которые также были ближе к Стамбулу, чем Амасья. Хюррем Султан всячески старалась помочь своему сыну Баязиду стать следующим султаном. Мустафа успешно правил в Амасье в течение 12 лет. Во время второй кампании Сулеймана в 1547 году султан проводил встречи со своими сыновьями Селимом, Баязидом и Мустафой в ходе которых обсуждал с ними политическую ситуацию в империи.

Хюррем Султан всячески старалась помочь своему сыну Баязиду стать следующим султаном. Мустафа успешно правил в Амасье в течение 12 лет. Во время второй кампании Сулеймана в 1547 году султан проводил встречи со своими сыновьями Селимом, Баязидом и Мустафой в ходе которых обсуждал с ними политическую ситуацию в империи.

В ситуации, когда из трёх претендентов на престол двое были сыновьями Хюррем Султан, жизни Мустафы угрожала опасность, и его мать Махидевран стала постоянно следить за тем, чтобы её сына не отравили.

Хюррем Султан очень хотела видеть одного из своих сыновей на престоле. По мнению историков, именно она готовила заговор с целью свержения и гибели шехзаде Мустафы. Помогал ей в этом великий визирь Рустем Паша, который, возможно, планировал получить больше власти в империи.

Существует версия о том, что в 1553 году во время похода против Сефевидов, Рустем-паша послал своего доверенного человека к Сулейману, который сообщил, что, поскольку Сулейман не был во главе армии, то янычары подумали, что пришло время поставить Мустафу на престол. Это известие привело в бешенство султана Сулеймана, затем получившего фетву от Эбусууда Эфенди, которая разрешала казнить старшего сына.

Во время первой турецко-персидской войны Сулейман вместе с дополнительными воинскими силами остановился в Эрегли. Рустем-паша предложил Мустафе вступить в армию своего отца и в то же время предупредил самого Сулеймана о том, что Мустафа идёт к нему для того, чтобы убить его.

Сулейман поверил в то, что его жизни угрожает опасность, и приказал казнить своего сына. Когда Мустафа вошёл в палатку отца, чтобы встретиться с ним, охрана Сулеймана окружила султанский шатер, чтобы опальный престолонаследник не сумел спастись. В итоге в ходе схватки с немыми палачами Мустафа был убит.

Шехзаде Мустафа был похоронен в комплексе Мурадие в Бурсе, где для него по приказу султана Селима II был построен мавзолей. Там же похоронена его мать - Махидевран Султан.

После смерти Мустафы янычары и анатолийские солдаты Мустафы стали протестовать против решения Сулеймана. Более того, появился некий самозванец, выдававший себя за казненного шехзаде. Армия Мустафы считала, что виной всему были политические интриги Хюррем Султан и Рустем-паши. После протеста армии Сулейман освободил Рустем-пашу от занимаемой должности и отправил его обратно в Стамбул.

Казнь Мустафы вызвала беспорядки в Анатолии, особенно в Амасье, так как простой народ любил его и видел Мустафу в качестве преемника Сулеймана I.

В сериале Править

Ecf4c92a9460

В саду дворца

Впервые маленький Мустафа появляется в карете, отправляющейся во дворец Топкапы к вошедшему на престол Сулейману. Он очень скучает по своему отцу и по Ибрагиму, на что Махидевран отвечает Мустафе, что все их ждут и скоро Мустафа встретится с Ибрагимом и султаном. После Мустафа появляется с Махидевран во дворцовом саду. Он выражает свой страх, боясь потеряться в огромном дворце Топкапы, однако Махидевран успокаивает его и уверяет, что они с ним будут неразлучны.

Ee628f8c2531

Мустафа проявляет свою избалованность

Спустя некоторое время Мустафа с Махидевран входят в покои Валиде. Мать султана радушно приветствует их, а Мустафа тем временем спрашивает, может ли он пойти к своему отцу. Валиде отвечает ему, что это невозможно, и хочет отослать мальчика из покоев, однако тот неожиданно проявляет ту взбалмошность, которой невольно шехзаде научила его мать. Он приказывает всем присутствующим отвести его к султану, считая себя хозяином огромного дворца Топкапы. Это категорически не нравится Валиде, и она, упрекнув Махидевран в плохом воспитании Мустафы, заставляет мальчика повторить имя его отца и заявляет ему, что султан Сулейман, и только он, является хозяином дворца. После Валиде приказывает служанкам увести мальчика. Махидевран уходит вместе с ним.

Выходя из покоев Валиде, Мустафа и Махидевран встречают султана.

Характер Править

Feed AqjjiT8GBzE

Мустафа угрожает Хюррем

Мустафа очень смелый и справедливый. Был очень добр, особенно к своим родственникам. В отличие от многих шехзаде, он не был властным и жестоким и не желал жертвовать чужими жизнями ради трона. Мустафа был очень добрым и справедливым даже по отношению к обычным рабыням во дворце. Ненавидел ссоры и всегда старался предотвратить их мирным путем.

Мустафа очень любил и почитал своих родителей и всегда защищал их. Всегда был готов поддержать своих братьев и сестру, несмотря на то, что они-дети его заклятого врага, Хюррем.

По словам Махидевран, основным недостатком Мустафы была его излишняя мягкость и дружелюбие. По ее словам, Мустафа был жертвой собственной совести.

Галерея Править

Промо для шаблона
Шехзаде Мустафа имеет свою галерею

Ссылки Править

Навигация Править